Народный депутат, почетный председатель правления ОАО «Маурипольский металлургический комбинат им. Ильича» В. Бойко – о газе, о металле, о выборах и о том, почему он министра Пынзеника даже начальником цеха не назначил бы…
«Обком»: Владимир Семенович, как повышение цены на газ может повлиять на самочувствие металлургических комбинатов?
В.Б.: Самочувствие меткомбинатов сегодня и так не наилучшее, потому что рентабельность предприятий всего горно-металлургического комплекса снизилась из-за неправильных решений правительства в самом начале года. Я тогда говорил, что нельзя принимать решения с кондачка, то есть, немотивированные и такие, что не поддаются расчету. Например, повышение цен на железнодорожные перевозки в 1,6 раза. Были ли основания для повышения на такое количество? Была та влада – Кирпа, так у него денег хватало на все. Что за это время увеличилось?
Второе решение правительства – каждый месяц повышают цену на электроэнергию. Есть ли основания? Кто за этим следит? Ведь есть естественный монополист, который «диктует». А это повышение за собой повлекло повышение цены на все.
Неправильно было также рассказывать о том, что задача - забрать деньги у «олигархов» (непонятно, какие имеются в виду «олигархи») потому что за ними ведь – люди и заводы, и никуда не денешься от этого.
«Обком»: И на этом фоне – очередная напасть - перспектива повышения цены на российский газ…
В.Б.: Ага, а теперь вот газ. Ведь все рассказывают (и Россия рассказывает, самое главное!), что мы покупаем газ по $50. Это ж ведь чушь – мы сегодня газ покупаем по $76,6 без НДС. Плюс транспорт добавьте. Я вот задаю вопрос, сколько можно обманывать людей? Вот пусть Ивченко объяснит: если они покупают по $50 на границе газ, а мы платим уже почти 8 месяцев $76,6 «Торговому Дому НАК «Нефтегаз Украины», то куда уходят эти деньги?
Вообще, абсурд такой, что не объяснишь. У меня такое впечатление, что макроэкономикой в стране никто не занимается. Идут дикие неплатежи, растет кредиторская задолженность, дебиторская, сальдо летит… Я не понимаю, как они принимают бюджет и делят шкуру неубитого медведя. Ведь не секрет, что прибыль у всех упала колоссально. Откуда взяться налогам? То есть, опять будет обдираловка с НДС – не будут выплачивать…
«Обком»: А какая сейчас рентабельность металлургической отрасли и что будет дальше?
В.Б.: За ноябрь максимальная рентабельность будет от 8 до 15%, а в начале года была от 25 до 40%. Есть разница? А при повышении цены на газ мы вынуждены будем поднимать цены на металл. Это мы сможем сделать только у себя в стране. На внешнем рынке цены нестабильны – идет наступление проката и изделий из проката со стороны Востока, особенно из Китая. И, естественно, сегодня в тяжелом состоянии не только металлургия Украины, но и стран ЕС…
А по газу… Неужели непонятно, что это чисто политическая история? Вот я сейчас со словаками говорил. У них цена на российский газ $220, а не $255, о которых говорят как о мировой цене. Какая мировая цена?! Ну пусть тогда Россия попытается продать свой газ за $255 у себя на территории России! Кто его купит? Уверен: весь мир откажется от такого газа. Попробуй его доставить в Европу! Цена заоблачная. Поэтому здесь четко прослеживается один вопрос – это вопрос политики.
«Обком»: Какие же цены на газ можно считать разумными?
В.Б.: Если она в Европе к примеру $200-$220, то учитывая наше ближайшее расстояние до России, то это где-то в пределах $120-$130 она должна быть на границе. И то к этому нужно переходить постепенно.
«Обком»: То есть, наш металлургический комплекс может «потянуть» эти цены?
В.Б.: Да где-то $100-120 потянет. Я на месте Виктора Андреевича сейчас вот просто бы собрал самых умных людей, которые понимают, что на самом деле творится, чтобы отработали четко, что государство Украина хочет иметь, как защититься. А наша власть сегодня только ведет разговор, за сколько продадим какое предприятие. А что будете делать, когда продадите все? Землю будете продавать? А я, к примеру, никогда не соглашусь, чтобы продали землю, которая под нашим приватизированным комбинатом. Да мы насмерть будем стоять и ни копейки не дадим! Это наша земля!
А какая глупость была записана (этот пункт уже выбросили) в бюджете этого года, что приватизируется предприятие, а потом на конкурсе продается земля. Это ж ум за разум зашел у некоторых людей! Я чуть не упал, когда прочитал. . . У пана Пынзеника вообще голова варит о чем-то? Я думаю, он вообще не имеет понятия никакого об экономике. Я бы ему не доверил даже должность начальника цеха. Теорию можно читать, изучать, а жизнь-то совершенно другая штука.
«Обком»: Украина потребляет газа на единицу продукции больше всех в мире. Говорят, что происходит это в первую очередь потому, что металлургические и химические предприятия не спешат внедрять энергосберегающие технологии. Вы согласны с таким мнением?
В.Б.: Правильно сказано. Мы знаем, что надо делать для того, чтобы уменьшать затраты чисто газовые. На это нужны колоссальные деньги, и мы это потихоньку делаем.
«Обком»: А почему «потихоньку», если вы уже не первый год продаете металл по мировым ценам, потребляя дешевый российский газ и украинский уголь?
В.Б.: Мы сделали много. Если вам сказать о том, что наука работала лет 40 назад (еще когда я студентом был) над транзитной прокаткой, а когда у нас перекрыли газ, то я ее организовал за 12 часов. И сегодня на одном стане Т-700 только каждый час экономится 5 тысяч кубов газа. Вот 5 печей 5 тысяч кубов газа брали в час. Сегодня мы катаем транзитом и экономим 25 тысяч кубов ежечасно. Посчитайте, сколько в сутки, сколько в месяц. Мы сегодня 25% слитков катаем за счет жидкости сердцевины, то есть, ни одного грамма газа не потребляем. И массу я могу вам примеров привести тех, которых нет в мире, а у нас есть.
Да, у нас остались еще вопросы – идет отработка и согласование проектов по пылеугольному вдуванию, чтобы высвободить еще 70 тысяч кубов кубов газа, которые уходят сегодня на доменные печи. У нас сегодня работают мартены, энергоемкое производство, потребляющее газ и мазут. Через 3-4 года вместо мартена будет конверторное производство, которое не потребляет ни грамма газа.
Мы знаем, что нужно делать, и делаем, но на это нужно время и деньги. Я уверен, что на комбинате Ильича будет то, что я сказал. Я к этому шел 10 лет.
А если бы у меня были шахты, коксохим и ГОКи, я бы сегодня выдержал цену газа и $160. Без вопросов! И страна была бы другой. Но мне не удалось убедить ту владу в целесообразности этого… Говорят, что я олигарх (шо попало!), ну пусть говорят, а я смеюсь, потому что у меня нет ничего…
«Обком»: А с новой властью тоже диалог не получился?
В.Б.: В феврале этого года, когда Виктор Андреевич представлял губернатора, я ему написал докладную. Я все видел, что будет в этом году. Оно все свершилось. Но не с кем было говорить, и некому было доказывать. Я сколько Юлии Владимировне говорил: ты видишь, что ты творишь? Ты шо, не понимаешь, шо мы летим в яму? Ну она спохватилась, потому что никто не занимается анализом, никто не спускается вниз и не видит, что творится внизу. Получается: верхи сами по себе, а страдает кто? Низы страдают. У нас все так идет, к сожалению.
«Обком»: А если цена на газ вырастет, вы откажетесь от ваших амбициозных планов по модернизации комбината?
В.Б.: Ни в коем случае! Будем брать кредиты. А что делать? Я и вся моя команда занимается внедрением энергосберегающих технологий. Даже сегодня целая команда моя в Китае изучает реконструкцию мартеновских печей на конверторах, ведем переговоры. Мы видели, как они сделали, и сделаем у себя такое же. Проекты готовятся, и уже контракты на стадии подписания.
В голове у меня столько еще идей! Если даст Бог здоровья, то, я думаю, переживем сегодняшние проблемы, – я уже такой натренированный… И в период горбачевской «перестройки», и в период развала Союза, и в инфляцию 92-го, когда стали все миллионерами, и в дефолт 98-го я уже до того натренировался, что я смотрю и смеюсь с того, что происходит. Обидно, правда, за страну. Богатейшая страна, но как нам не везет на руководителей! Вот и приходится искать пути, как выживать.
«Обком»: То есть, у Вас никакой паники от этой «газовой атаки»? Вы тоже, как Ивченко, уверены, что будет «хеппи энд»?
В.Б.: Я уверен, что переживем это время. Просто уверен.
«Обком»: А как именно переживем? Россия оставит старые цены?
В.Б.: Старые цены Россия не оставит – повышение будет. Но сегодня в этом больше политики, чем экономики. Ну нет и не может быть такой цены, как $255 на границе с Украиной! Если $255 на границе, то доставить этот газ, к примеру, в Италию через Украину, сколько он там будет стоить? Кто такой газ за $300 будет покупать?
«Обком»: Каким образом Украина может убедить Россию, что это нереально?
В.Б.: Нужно делать экономические выкладки и показывать, что выгодно и Украине, и России. А самое главное, нужно немного притушить свои амбиции националистические и показать, что мы не на словах, а на деле дружественные народы. Я украинец и горжусь этим, и никогда в жизни не предам Украину, но не могу понять, как можно делать все, чтобы сталкивать дружественные народы лбами.
«Обком»: Если отбросить политику и взять во внимание только профессиональные качества, способна ли правящая команда договориться с россиянами?
В.Б.: О, если б я знал… Если бы я поехал, я уверен, что договорились бы. Но кто я? Я – никто… Я рядовой член этого общества.
«Обком»: Ну уж, Вы – «олигарх», говорят…
В.Б.: Та то пусть говорят что хотят! Меня это мало волнует. Еще увидите, сколько грязи будет литься на выборах. Я это уже сто раз проходил и прохожу без вопросов, потому что никто не поймет, что основное богатство – это люди, которые тебе верят и которым веришь ты. Этого у меня никто не отнимет. А то, что называют «олигархом»… Ну пусть называют хоть чертом.
«Обком»: На выборы пойдете?
В.Б.: Лично я не хочу. Честно, не хочу. Я и в этот парламент не хотел идти. Меня уговорил Леонид Данилович. Хотя я не жалею, что попал сюда. Я уверен, что во многих вопросах и в законотворчестве я разбираюсь и что-то полезное за эти 4 года сделал в парламенте.
«Обком»: А сейчас не хочется, но надо?
В.Б.: Говорят, что фамилия нужна…
«Обком»: И не только фамилия. Говорят, что социалистам нужны ваши деньги…
В.Б.: Деньги? Один заикнулся социалист о том, что им нужны ресурсы. Я его послал и сказал, что мы никогда никому не давали и ни у кого не брали. Так что денег наших там не будет ни копейки. Уверяю вас.
«Обком»: Владимир Семенович, сейчас Ваше место работы – в парламенте, а какая у Вас должность на ММК Ильича?
В.Б.: А какая должность… Я - почетный председатель правления комбината Ильича, как почетный президент, к примеру, футбольного клуба «Ильичевец». Почетный - да и все.
«Обком»: Но фактически руководите Вы?
В.Б.: Естественно, я этого и не скрываю нигде. А как можно не руководить? Расскажите, как? Как?!