Киев в ретрофильмах. Часть 2 («Олимпийский», «Динамо» и окрестности)

В последние годы центр Киева и, тем более, его стадионы заметно изменились. Каким-то улицам и площадям это пошло на пользу, другие же из-за этого утратили былую атмосферу. Однако возможность почувствовать романтику старого города дают фильмы, кадры которых сохранили столицу такой, какой её уже не встретишь в реальности.

Во второй части кинематографического путешествия по старому Киеву мы посетим НСК «Олимпийский», стадион «Динамо» и прилегающее к ним городское пространство.

О том, как за последние сто лет изменилась улица Владимирская и ее окрестности, читайте и смотрите в первой части

Трибуны НСК «Олимпийский»

В начале 70-х, когда Леонид Осыка снимал фильм «Дед левого крайнего», НСК «Олимпийский» назывался «Центральным стадионом». Его трибуны вмещали 100 062 человека, в то время как сегодня — чуть больше 70 тысяч. Массивный второй ярус, который надстроили в конце 60-х, был предметом национальной гордости. Поэтому-то его панораме и уделено особое внимание в этом эпизоде.


Отрывок из фильма «Дед левого крайнего»

С появлением второго яруса Центральный стадион украинской столицы стал наиболее вместительной футбольной ареной во всём СССР. Хотя советская пропаганда упрямо продолжала твердить, что крупнейшей остается спортивная арена московских «Лужников». Последним приписывали какую-то мифическую вместительность в 120 тысяч человек, в то время как на самом деле они вмещали всего 85-89 тысяч болельщиков.

В представленном отрывке из фильма ещё не видно 82-метровых осветительных опор, которые стояли по четырём углам чаши стадиона. Они появились после реконструкции в конце 70-х, когда спортивный комплекс готовили к Олимпиаде-80.

В роли Виталия Бессараба, который в этом эпизоде задумчиво выходит на поле, снялся нападающий киевского «Динамо» и сборной СССР Анатолий Бышовец. В 1973 году, когда состоялась премьера «Деда левого крайнего», он окончил свою карьеру футболиста из-за травмы. Став тренером, он привёл сборную СССР к победе на Олимпиаде-88.

НСК «Олимпийский» в 2012 году (источник: www.nsc-olimpiyskiy.com.ua)

Колоннада перед НСК «Олимпийский»

Фильм Михаила Ильенко «Седьмой маршрут» (1997) наполнен гротескными новеллами, которые режиссёр придумывал вместе со своими студентами. Каждая из этих зарисовок — своего рода иллюстрация к стихотворениям главного героя ленты. Действие одной из этих новелл разворачивается перед входом на стадион, который тогда назывался уже «Республиканским».


Отрывок из фильма «Седьмой маршрут»

Колоннада, через которую в этом эпизоде проходят высокопоставленные лица, ранее служила для торжественного выхода спортсменов на поле. После реконструкции спортивного комплекса к Евро-2012 колоннада стала элементом экстерьера пятизвездочной гостиницы Sheraton.

Стадион «Олимпийский» в 2013 году

Троицкая площадь

Когда Дзига Вертов снимал свой шедевр «Человек с киноаппаратом» (1929), прямого предка НСК «Олимпийский» ещё не существовало. Открыт он был лишь 25 июня 1944 года, получив название «Стадион им. Хрущёва». Так что этот фильм снимался ещё на «Красном стадионе», который располагался на Троицкой площади, перед сегодняшним «Олимпийским» («Красный стадион» также мелькнул в фильме Михаила Кауфмана «Весной», 1929).

Отрывок из фильма «Человек с киноаппаратом»

В первые 15 секунд этого отрывка, когда девушки играют в баскетбол, на заднем плане мелькает пятиэтажное жилое здание, которое находилось по адресу ул. Жилянская, 6. Оно было снесено во время очередной реконструкции спорткомплекса, когда его готовили к Олимпиаде-80. Сегодня это место выглядит так:

Троицкая площадь в 2013 году

С середины ХХ века вид этой площади меняется практически с каждым десятилетием. В 60-х на ней была разбита огромная клумба, в 80-е всю площадь закатали в асфальт, а в лихие 90-е это ничем не занятое пространство превратилось в гигантский рынок. В 2000-е здесь шло эпическое строительство торгового центра. Однако во время подготовки к Евро-2012 котлован для ТЦ засыпали и замостили площадь плиткой.

Вид на НСК «Олимпийский» с ул. Эспланадной

На Венецианском кинофестивале 1990-го года Михаил Беликов был отмечен «Золотой медалью сената» за фильм «Распад» — первую ленту о Чернобыльской катастрофе. Главные роли в ней сыграли Сергей Шакуров и ещё малоизвестный на то время Алексей Серебряков.

Отрывок из фильма «Распад»

Этот эпизод показывает напряжение, которое царило среди киевлян в первые дни после аварии на ЧАЭС. Едва сдерживаемая агрессия людей часто выливалась в ссоры на ровном месте. Эффектно вплетённое в сцену падение человека с фонарного столба нагнетает атмосферу страха. Подобные трагичные детали проскакивают в этом фильме практически в каждом втором эпизоде. Зрителя словно убеждают, что несчастье следует за главными героями буквально по стопам.

В этом эпизоде видно, как достраивают гостиницу «Спорт», которая сегодня переживает очередную реконструкцию. Также сегодня уже не встретишь осветительные опоры.

Современный вид НСК «Олимпийский» можно увидеть в финальных сценах фильма Александра Шапиро «Апартаменты» (2012)

Геологоразведывательный техникум

Это учебное заведение находится по соседству с НСК «Олимпийский», на ул. А. Барбюса. Его главный корпус, построенный сразу после Второй мировой, в своё время считался одним из эталонов послевоенной архитектуры. А ведущие к нему ступеньки по сей день пользуются популярностью среди кинематографистов.

В частности он появился в одном из эпизодов фильма Владимира Венгерова «Город зажигает огни» (1958), а также в легендарной комедии Николая Литуса и Алексея Мишурина «Королева бензоколонки» (1962).

«Город зажигает огни» восстанавливает послевоенные события. Бывший разведчик возвращается в разрушенный город и вскоре узнаёт, что его жена ему изменила, а его лучший друг занялся спекуляцией. Вместо счастливой жизни, которую он надеялся встретить в родном городе, он встречает отчаяние и горе. Наверняка, если бы фильм снимался не в СССР, то на этой ноте безысходности он бы и окончился. В данном же случае лента оканчивается патетическим призывом к строительству «лучшего мира своими руками».

Отрывок из фильма «Город зажигает огни»

Если вышеупомянутая картина призывала строить, то «Королева бензоколонки» — обустраивать. В 60-е, когда снимался этот фильм, в городах начинали постепенно улучшаться традиционно неважнецкие советский быт и сервис. Главная героиня — глашатай этой тенденции — призывала начальство открыть на бензозаправке детскую площадку, разбить клумбу, поставить скамейки... Однако так было, в основном, лишь на экране. В действительности ни клумб, ни детских площадок, а иногда и лавочек на бензозаправках не было.

Отрывок из фильма «Королева бензоколонки»

В 2013 году фасад техникума выглядит так:

Стадион «Динамо»

Стадион «Динамо» был открыт в 1933 году. В 1934 году, когда столицу республики перенесли из Харькова в Киев, он стал называться «Всеукраинский стадион „Динамо“ имени Балицкого» (Всеволод Балицкий был в то время народным комиссаром внутренних дел). Спустя ещё несколько лет стадион переименовали в честь Николая Ежова. Именно такое название он носил, когда на нём проходили съёмки известного фильма «Вратарь» (1936).

Тогда его трибуны могли вместить 18 тысяч болельщиков, а сегодня — после нескольких капитальных реконструкций — 16 873 мест.

Отрывок из фильма «Вратарь»

В съёмках «Вратаря» принимали участие футболисты и тренеры киевского «Динамо», которые выступали консультантами, дублёрами и массовкой. Появляются они и в представленном здесь отрывке. Например, вратарь команды «Чёрные буйволы» и нападающий, бьющий пенальти, — футболисты Антон Идзковский и Николай Кузьменко. Из-за участия в съёмках «динамовцы» даже пропустили игру в подмосковном Егорьевске — киевской команде засчитали техническое поражение за неявку.

После того как Балицкий и Ежов были объявлены «врагами народа», название футбольной арены сократилось до «Всеукраинского стадиона „Динамо“». 15 мая 2002 года после смерти Валерия Лобановского арену назвали в его честь.

Стадион «Динамо» в 2012 году (Источник: white-blue.kiev.ua)

Небоскрёб Гинзбурга (ул. Институтская, 16)

В 1912 году, когда на Институтской построили двенадцатиэтажное здание высотой 67,5 м, его сразу же прозвали «небоскрёбом Гинзбурга». Это было далеко не единственное масштабное здание купца первой гильдии Льва Борисовича Гинзбурга. Он финансировал строительство также и Дома учителя, Национального банка, Национального художественного музея, филармонии и целого ряда других столичных зданий.

Увы, в 1941 году, когда немцы вошли в Киев, это здание взорвали. 

Отрывок из фильма «Человек с киноаппаратом» (1929)

Сегодня на его месте стоит жилой дом, перед которым — памятник украинскому тенору Анатолию Соловьяненко, жившему здесь до 1999 года.


Дом по ул. Институтской, 16 в 2013 году