Киев в ретрофильмах. Часть I (ул. Владимирская и окрестности)

Первые фильмы на территории современной Украины начали снимать ещё в конце XIX века. С тех пор Киев стал натурой для множества кинолент. Со временем город заметно изменился, так что оригинальными видами его отдельных старинных уголков теперь можно полюбоваться лишь на редких старых фотографиях. Но если фото — лишь разрозненные фрагменты застывшей копии былого города, то фильмы — едва ли не единственное, что может рассказать о его ритме, передать его атмосферу и динамику.

Чтобы почувствовать «пыль времён», пришлось пересмотреть десятки игровых полнометражных лент, снятых когда-то в Киеве. Этой статьёй мы открываем цикл кинематографических путешествий по городу, которого нет.

Воздвиженка

Начиная с 1970-х годов немногочисленных жильцов микрорайона «Воздвиженка» стали отселять из-за аварийного состояния домов. Вскоре там образовался пустырь, а сама местность обросла легендами и мистическими историями.

Загадочная атмосфера заброшенной местности и покинутого дома гармонично вписалась в фильм Михаила Ильенко «Седьмой маршрут» (1997). Сюжет ленты разворачивается в 1996 году и рассказывает о том, как гиду Даниле Притуляку как-то раз выпало провести для американских туристов необычную экскурсию по городу. Со всеми достопримечательностями они уже ознакомлены, так что Данило буквально на ходу решает рассказать о своей собственной жизни...

В самом начале фильма одна из американских туристок, которая вскоре окажется на этой самой экскурсии, пытается отыскать дом своих предков на улице Гончарной.

Теперь эта улица выглядит совсем по-другому. В 2001 году микрорайон начали отстраивать. Ну а сегодня он уже частично заселён.

Улица Ивана Франко

Один из эпизодов четырёхсерийного фильма Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства» (1969) снимался на спуске по улице Ивана Франко. Лента восстанавливает события 1919 года. Красного разведчика Павла Кольцова направляют в штаб деникинской армии. Там он становится адъютантом командующего и проводит несколько секретных операций.

В этом отрывке антагонист Мирон Осадчий (в исполнении Виктора Павлова) даёт прикурить милиционеру, вид которого и заставил его забеспокоиться.

За последние 43 года на этой улице брусчатку сменил асфальт, а склоны подпёрли специальные стены. Так что спуск сегодня выглядит так:


На месте подъезда и балкона, у которых он осматривается (00:18-00:22), теперь расположился ресторан:


А дом № 4, который остаётся фоном, пока он курит (00:38 — 01:04), с тех пор преобразился — у него вырос ещё один этаж.

Бульвар Шевченко — улица Симона Петлюры

Признанный одним наиболее важных для истории кинематографа фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929) снимался на улицах Одессы, Киева и Москвы. В ней очень точно отображается динамика и быт той эпохи. Предельно точно почувствовав механику города, авторы картины словно предвидели зачатки шумных мегаполисов.

В одном из эпизодов камера Дзиги Вертова стала свидетелем выезда кареты скорой помощи на место, где упал с крыши парень. В этом эпизоде автомобиль с медиками, а за ним и машина с оператором мчатся через перекрёсток бульвара Шевченко и улицы Симона Петлюры.

До Второй мировой Войны по бульвару Шевченко ещё ходил трамвай, о чём свидетельствуют рельсы (через них в кадре переезжает карета «скорой помощи»). А сам перекрёсток с тех пор стал немного уже — его потеснил подземный переход, который появился уже в послевоенное время. Вот так перекрёсток выглядит сегодня:

Кияновский переулок

При всей своей сомнительной исторической достоверности (характерной для типичных совковых госзаказух), лента Суламифи Цибульник «Нет неизвестных солдат» (1965) очень хорошо передаёт атмосферу Киева в первые дни Второй мировой. А этот короткий отрывок показывает, как в 60-е выглядел Кияновский переулок.

А так он выглядит сегодня:


Кияновский переулок кардинально изменился уже в 2000-х годах, когда на смену старым жилым домам пришли офисные здания и отели. Постепенно сносить старые здания здесь начали ещё в 1980-е годы.

Золотые ворота

Фильм Михаила Беликова «Распад» (1990) стал первой полнометражной игровой лентой о Чернобыльской катастрофе. В центре её сюжета — журналист, который возвращается в родной Киев, чтобы отдохнуть, побыть с родственниками и друзьями, а в результате сталкивается с паникой и страхом. Словом, в его жизни идёт «всё не так, как надо...», как хрипит Высоцкий в одном из заключительных эпизодов фильма, когда город поливают, дабы смыть радиационную пыль.

Подтекст этой картины — распад СССР. Так что в этом эпизоде прекрасно сочетается купол церкви с лозунгом «Коммунизм победит!», который с этого ракурса читается задом наперёд. Печально-ироничный символ...

Сегодня же этот уголок Киева выглядит вот так:

А приблизительно на том же месте, где был лозунг, установлена реклама зарубежного банка.

Улица Владимирская

Ещё один отрывок из «Человека с киноаппаратом» показывает витрины магазинов на Владимирской 1920-х годов, а также панорамный вид на эту улицу (00:12-00:15).

Очевидно, Дзига Вертов снял этот кадр с гостиницы «Санкт-Петербург», которая в своё время считалась самым высоким зданием на всей улице. Сегодня это здание можно распознать по мемориальной доске, сообщающей о том, что здесь в 1916-18 годах жил Ярослав Гашек.

С 1922 по 1944 годы улица Владимирская носила имя писателя-гуманиста Короленко. На заднем плане кадра видна пожарная башня, стоящая и по сей день на пересечении улиц Владимирской и Большой Житомирской. Находящаяся в этом здании пожарная часть действует и сегодня. На переднем плане кадра виден «Ирининский столп», который был сооружён в 1852 году на месте Ирининской церкви и снесён в 1932 году. А так улица выглядела в 2012 году:

Софийская площадь

Неблагоприятные события в сюжете уже упомянутого фильма «Распад» происходят буквально на каждом шагу. Драки, несчастные случаи, пожары или, как в этом случае, автокатастрофа — одно из множества происшествий, из которого сплетается хаос киноленты.

Эта сцена с халтурно поставленным трюком была снята на Софийской площади. В 1998 году была проведена её масштабная реконструкция, в результате которой на месте транспортной развязки появилась пешеходная зона. В связи с этим несколько изменились маршруты троллейбусов №№ 16 и 18, остановка которых находилась на самой площади — напротив дома № 20 по ул. Владимирской. Так что теперь она имеет такой вид:


В 2011 году вышла лента Денниса Ганселя «Четвёртая власть», в одной из сцен которой эта площадь показана с несколько иного, необычного, ракурса.

Продолжение следует...