Героическая смерть девушки на баррикадах всегда поражает воображение больше, чем тихая кончина разуверившейся во всем старухи-надомницы. Драма TVi «единственного независимого телеканала» в стране зажгла по-особенному. После того, как довольно быстро выяснилось, что независимый телеканал все это время был очень даже зависимым, непонятно от кого, и вообще, с самого начала ему была уготована судьба продажной женщины.
Пока журналисты в уютном ньюс-руме мирно производили свой информационный продукт, их вместе с «независимым» TVi предлагали всем, кому только можно, от Медведчука до Януковича.
Кому интересны войны на старых олигархических телеканалах? Скукотища. Совсем другое дело войны в стане маленьких и независимых телеканалов. Во-первых, маленькие и независимые журналисты впервые начинают проявлять слабый интерес к вопросу, кто их владелец? От кого они действительно не зависят? Во-вторых, третьих и последних, судьба маленьких и независимых в Украине такая же грязная и безнадежная, как и судьба больших олигархических. Ими точно так же владеют сомнительные люди с сомнительными капиталами, и эти люди вкладывают деньги не в «честный канал», а в бизнес-проект, живущий относительно обособленно только до наступления половозрелости, после чего выводится на панель, продается тому, кто больше даст, и начинает бурную циничную жизнь. Или приканчивается за первым углом, чтобы не говорил много.
Эту «страшную правду» донес, наконец, до слегка ошеломленных с виду журналистов TVi совладелец канала Константин Кагаловский, собственность которого, как заявляется, отобрал с помощью подделанной доверенности другой совладелец Александр Альтман. Вот, о чем откровенничал на встрече с журналистами TVi Кагаловский: «... Вы знаете, что телеканал убыточный. Я финансирую его в силу личных причин... Таких дураков кроме меня, кто будет финансировать из своего кармана независимый канал в Украине, сегодня нет и не будет. Будет жулье, которое его завтра продаст, сами знаете кому, кто этот канал закроет или сделает его музыкальным. Потому что просто так спутниковый канал (а у нас частот кот наплакал, как вы сами знаете), он никому не нужен. С коммерческой точки зрения это абсурд. Он имеет лишь ту стоимость, что кто-то заплатит, чтобы его закрыть или перепрофилировать. И каждый должен, как мне кажется, это понимать...».
Кагаловский забыл сказать, в чем заключается его «личный» интерес. Наверное, не в том, чтобы вбухать все свои деньги в убыточный проект и повеситься в собственной ванной с тихой улыбкой на лице при мысли, что, по крайности, журналисты не голодают и устроены в жизни. А создатель канала Мыкола Княжицкий под фиолетовым знаменем TVi даже обрел новую оппозиционную «Батькивщину», что, между прочим, не мешает ему на встрече с журналистами хвастать ловкостью в жонглировании схемами сокрытия налогов, называя это издержками украинской экономики.
Чему удивляться, если даже финансовый кислород украинского телеканала, претендовавшего на независимость и оппозиционность, изначально находился в руках двух мало кому известных в Украине, осевших на Западе «граждан мира» советского происхождения, чьи капиталы нажиты непонятно каким непосильным трудом, а жизненные принципы, политические интересы и кулуарные связи покрыты мраком.
История окончательной гибели идеи независимого вещания в Украине еще раз подтверждает: независимые медиа появятся здесь только в том случае, когда издания будут принадлежать самим журналистам, в форме коллективной собственности. А что касается задекларированных изменений журналистских корпоративных стандартов, начатых независимыми журналистами с себя, они были и остаются очень важным прецедентом.
Даже когда выясняется, что «независимые» снова оказались обыкновенными наемниками, жившими в иллюзии свободы.