Так называют выстрел неумелого стрелка в белое боковое поле мишени. Топорные методы, которыми правительство пытается решать сложные экономические проблемы, давно уже у всех на устах. Особенно это касается столь деликатной сферы, как сельское хозяйство, где переплелись интересы множества мелких собственников и силовые методы просто недопустимы. А на этот раз очередной неумелый выстрел действительно может прийтись в молоко.
Хотели вроде бы как лучше: депутаты от «Батькивщины» и «УДАРа» предложили ввести в законодательном порядке минимальные закупочные цены на молоко. Действительно, это наболевшая проблема: в аграрное межсезонье для многих крестьян молоко остается единственным сколько-нибудь постоянным источником доходов, и переработчики, снижая закупочные цены ниже себестоимости, лишают село этих доходов. Вспомним: год назад проблема закупочных цен привела к «молочным бунтам» во многих регионах, когда молоком поливали парадные входы районных и областных администраций.
Вот на этой волне и появился законопроект №
По мнению экспертов Украинского клуба аграрного бизнеса, такая инициатива может привести к последствиям, обратным ожидаемым: росту импорта молокопродуктов, разрастанию «теневых» производства и рынка молока, а как следствие к уменьшению поголовья коров в личных хозяйствах селян.
Фокус в том, что, по данным ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», около 78% молока производят единоличные крестьянские хозяйства. Так, в 2012 году из произведенных в Украине 11,38 млн тонн на долю крупных хозяйств пришлось лишь 2,5 миллиона. При этом молоко единоличных хозяйств имеет три не слишком положительных качества, с которыми приходится мириться: объемы производства сильно зависят от сезона (недостаток зимой и переизбыток летом), высокая себестоимость и низкое качество. Молоко со специализированных ферм более качественное и объемы его производства стабильны, но ведь его не хватает!
Эти факторы существенно влияют на рынок молока. Взять летнее перепроизводство: оно традиционно вызывает обвал цен с мая по август, соответственно переработчики наращивают объемы закупок. Если же цены зафиксировать, молокоперерабатывающие предприятия снизят закупки по расчетам Украинского клуба аграрного бизнеса, невостребованными останутся не менее 500 тыс. тонн молока. И те, кто не сможет продавать молоко, начнут резать коров...
По мнению эксперта Елизаветы Святкивской, уже до конца года могут сложить свои рогатые головы не менее 5% пока еще живых украинских буренок. Как-то это не согласуется с официально разрекламированным курсом на увеличение поголовья крупного рогатого скота.
Для переработчиков молока возможная потеря сырья обернется свертыванием объемов продукции или заменой молочного сырья в молочных продуктах растительными жирами (это практикуется и сейчас, дело только в масштабах). Поскольку значительная часть украинской молочной продукции идет на экспорт, в конечном итоге молокозаводам грозит потеря экспортных рынков. А внутренний рынок компенсировать эту потерю не может как деликатно замечают эксперты, из-за «ограниченной платежеспособности населения»: по этой причине потребление, например, сыров и без законодательных новаций падает.
Есть ли тут альтернатива? Несомненно! Где обещанные министром аграрной политики еще год назад молочные крестьянские кооперативы? Не сыпьте соль на раны... Правительство щедро раздает аграриям всякие обещания, но на этом его щедрость и заканчивается. В прошлом году на создание упомянутых кооперативов из бюджета было выделено аж пять миллионов гривен на всю Украину.
Правда, в этом году правительство дает обещание намного более щедрое: 100 миллионов. Но, как известно, одно дело пообещать, и совсем другое выполнить. Как раз в аграрном секторе эта разница наиболее чувствительна. Да и где правительство возьмет эти деньги, если бюджет зияет дырами?
Сами аграрии не очень-то претендуют на государственные подачки на горьком опыте знают, что эти деньги все равно попадут не к ним. Необходимыми условиями для создания кооперативов они называют налоговые льготы и льготные кредиты. Но зря надеются: очевидно стремление властей содрать с отечественных производителей все, что можно, как можно скорее и без всякого расчета на перспективу. И откуда возьмутся льготные кредиты, если для этого нужно государственное финансирование, а в закромах родины еле наскребается на очередную беседку в Межигорье?
Потому благие намерения создать 17 тысяч 994 обслуживающих крестьянских кооперативов (в том числе молочных) вместо 851 действовавшего в прошлом году (более чем в 20 раз!) как раз из тех, которыми вымощена дорога в ад.
Кроме того, выплывает еще и политический аспект проблемы: создание таких кооперативов противоречит интересам региональных властей, «удельных князьков». Те давно создали во вверенных им регионах «молочную мафию» сеть подконтрольных монопольных структур по закупке молока, которые диктуют цены, не допускают в села конкурентов, а с недовольными расправляются, в том числе и физически. Особенно прославился на этом поприще «губернатор» Хмельницкой области Василий Ядуха постоянный объект крестьянских жалоб. Предлагаю угадать с одного раза нужны ему и подобным ему конкуренты в лице крестьянских кооперативов? И не стоит забывать, что подобные личности как правило, ставленники «семьи», обижать которых никак нельзя... Вот так в молоке ощущается привкус политики!
И это еще не все. Законопроектом предлагается привязать закупочную цену на молоко второго сорта к годовому индексу инфляции. Но дело в том, что большая часть молока в Украине второго сорта, в частности, по данным Украинской аграрной конфедерации, в 2012 году в личных крестьянских хозяйствах не менее 75%, тогда как в специализированных аграрных предприятиях всего 5,6%. Соответственно отличалась и закупочная цена: в среднем 1905 (от личных хозяйств) и 2689 (от аграрных предприятий) гривен за тонну.
Если молокоперерабатывающие предприятия насильно заставить держать минимальную закупочную цену, они могут сделать «ход конем». По ДСТУ
Сейчас принятию данного законопроекта, по сути, мешает лишь блокирование парламента. Может, прав был один из лидеров оппозиции, когда сказал: чем меньше работает такой парламент, тем лучше для Украины?