Весною года Тигра я, Акакий Герцен, был приглашен заведовать крупным департаментом в одном центральном ведомстве украинской исполнительной власти. В этих мемуарах, я, разумеется, не стану называть конкретных имен и адресов. Как вам станет ясно из данного душеведческого исследования, этих облеченных властью людей законно ненавидеть, но скорее стоит пожалеть.
Все «Записки украинского чиновника» читайте здесь.
Когда-то я искренне считал, что аппаратное совещание это совещание с помощью аппаратов. Оказалось, что аппаратное совещание это одно, а селекторное другое. Увы, реальность оказалась прозаичнее, это вовсе не совещание с помощью коммуникационной техники, а троллинг сотрудниками аппарата сотрудников прочих подразделений.
В общем-то, в этом конкретном совещании, начавшемся (привет, совы!) за час до старта официального рабочего дня, должен был участвовать начальник постарше. Но так уж вышло, что пришлось идти мне, причем, как на зло, обливаясь соплями. Насморк делает вас уязвимее...
Аппарат, или «служба правительства», или «служба главы ведомства» это такое структурное подразделение, чьей сферой ответственности являются абстракции. Идеальный сотрудник аппарата не должен разбираться ни в чем. Если он, по несчастью, имеет какую-либо специальность, это сильно вредит делу. Поскольку тогда он увязнет в подробностях и мелодраматизме.
Образцовая религия для аппарата дзен, необходимое отклонение вуайеризм. Только дзен-буддист способен осознавать явление или процесс «в целом», широким жестом отбрасывая причинно-следственные связи, и отстраненно, но с немалым внутренним возбуждением наблюдать за другими, которые вынуждены сшивать между собой разорванные причины и следствия. Смысл аппаратного совещания состоит в том, чтобы определить, кто закрыл меньше всего заданий: поручений президента, правительства или министра.
Обратите внимание ответ на вопрос «почему?» никого не волнует. Отсюда и происхождение нецензурной поговорки: «Нас ...., а мы крепчаем!». Обычно такие совещания проводит заместитель главы ведомства, отвечающий за аппарат. Или главный «по жизни» заместитель, даже в том случае, если за аппарат он не отвечает. Или сам министр. Или на уровне правительства министр Кабинета министров, «министр без портфеля».
Кстати, недавно эта должность вновь восстановлена в Украине и ее заняла Елена Лукаш. Любопытно, что должность как эксперимент существовала под названием «госсекретарь» и в правительстве Ющенко, и ее занимал Виктор Лисицкий. При «бело-синих» должность долго ассоциировалась с Анатолием Толстоуховым, при «оранжевых» с Петром Крупко. Также ее занимали Богдан Буца, Валерий Пустовойтенко, а в седую эпоху Витольда Фокина и Виталия Масола Владимир Пехота. В британской бюрократической традиции постоянный секретарь.
Мудрость аппаратных совещаний состоит в том, что, во-первых, не стоит сердиться на то, что заместитель министра по делам аппарата, на полусогнутых перед которым подпрыгивает руководитель профильного департамента, какого бы роста ни были первый или второй, выместит на вас втык. Втык, полученный вчера или уже сегодня утром от вышестоящего из Кабмина, или из всемогущей после возвращения к Конституции-96 Администрации.
Поймите, он «просто хочет поговорить об этом».
Он видит у вашего подразделения больше всего незакрытых «контролек». Это такие поручения с красным штампом, все из них должны были быть закрыты «вчера». Мало кто способен понять, что в них написано, еще менее всего следует ожидать, что это поручение реально выполнить. Для этого необходимо руководить, по меньшей мере, Пентагоном.
От вас, собственно, требуется сочинить текст наподобие этого:
«В отношении вашего ... от ... под номером ... сообщаем, что ... министерством разработан и подан проект рекомендаций для включения в международную программу действий по внедрению концепции подготовки совместного межведомственного предложения по проекту государственной программы по мерам защиты пилильщика розанного мокрицевидного на 2010-2020 гг. Проект рекомендаций прошел согласование Службы безопасности Украины (не забудьте поставить гриф ДСП, а то и вообще ЦТ, и это не центральное телевидение, а цілком таємно, но если подобных полномочий у вас нет, то... просто забейте), передан в межведомственную группу... Дата».
И восемь-десять виз начальников других департаментов. В этом и состоит принцип коллективной ответственности, осужденный Нюрнбергским трибуналом, но не обществом изучения трудов Франца Кафки, являющимся подлинным тайным правительством СНГ.
Отмечу, к слову, что проекты, которые передаются в межведомственную группу или комиссию, как правило, умирают там навсегда. Туда им и дорога.
Из бюрократического Евангелия: «Хэкер также согласился с необходимостью создания специального межведомственного комитета для изучения вопроса о повышении эффективности методов отбора практикантов для работы в системе государственной службы. Свои рекомендации комитет должен представить через четыре года. Правда, к тому времени Хэкер, скорее всего, не будет министром». (Энтони Джей, Джонотан Линн «Да, господин министр!»).
Как только вы освоитесь в деле создания таких бюрократических enfants terribles, вам станут не страшны любые головомойки.
Во-вторых, не пытайтесь оправдываться никогда. Это верный путь в ад. Оправдание и попытка объяснить или обосновать статус-кво или, не приведи Господь, вашу позицию не будет иметь ровным счетом никакого эффекта. В лучшем случае вас сочтут дурачком, в худшем запишут в подозрительные или дефективные, которые не понимают правил игры.
Поэтому, в данном отношении сохраняет актуальность нормативно-правовая база (обязательно научитесь с умным видом произносить это словосочетание и лучше присовокупляйте «международная»!) трехсотлетней давности. Так, 9 декабря 1708 года Пётр I выпустил указ о том, как надо относиться к начальству: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства». Иными словами, отвечать на упреки подобного характера необходимо: «Виноват!» и «Исправимся!», «Уже готовится сегодня! К вечеру!». Научитесь подобострастно вскакивать и продолжайте стоять, даже если вам благосклонно предложили сесть вновь. Здесь возраст играет вам на руку коллег пенсионного возраста может схватить радикулит.
В мои первые дни мне как-то позвонил руководитель подобных совещаний и, сообщив, что Кабмин «забанил» какое-то письмо, спросил, кто его готовил. Надо сказать, что я только что вышел за пределы этого кафкианского «Замка» и не очень врубался, о чем это он. Но из разговора стало ясно (обычное дело, как оказалось впоследствии!) что предмет ему настолько же незнаком, насколько и мне. И тогда я услышал фразу, достойную анналов: «Мне просто нужно найти крайнего». Недавно этот лощеный на вид чиновник, проявив крайнюю степень лояльности к своему министру, внезапно резко раскритиковал главу государства, заявив о том, что в хилости подрастающего поколения повинно не его ведомство, а неопытные говорящие лошади. Так что вскоре он может и сам превратиться в Крайнего.
Поиск Крайнего настолько же стержневой вид деятельности государственных ведомств, насколько охота на отщепенцев у сайентологов. И ваша задача не оказаться Крайним.
Закалить вас на пути постижения великого искусства избегания ответственности и призваны аппаратные совещания.
Продолжение следует
*Акакий Герцен чиновник для особых поручений в отставке. Вместо реального имени и фамилии автора мы преднамеренно поставили псевдоним. Сами понимаете у человека впереди еще длинная жизнь, зачем ему лишние проблемы...