Национализм по галахе*?

После феерического прохождения в украинский парламент партии «Свобода», в нашей стране вновь обострился «еврейский вопрос». Прежде всего необходимо отметить, что Украина не является антисемитским государством и обществом, подобно ряду стран Ближнего Востока, ведущих непримиримую войну с Израилем.

Далека Украина и от тех «стандартов», которые некоторое время главенствовали в странах Центрально-Восточной и Южной Европы, территориях, оккупированных войсками нацистской Германии.

Да, существовала политика скрытого государственного антисемитизма, которая проводилась сталинским режимом в контексте внутрипартийной борьбы в 30-начале 50-х годов. Впоследствии имела место «тихая» дискриминация, которой подвергались советские граждане еврейского происхождения со стороны постсталинистской элиты «горожан в первом поколении».

Но и это явление после перестройки и создания независимой Украины преимущественно ушло на кухни и в маргинальные газетки, на уровень любительских кружков поверхностно образованных людей.

Только на периферии украинской общественно-политической жизни развивался такой «узел» как МАУП, к которому все чаще возникали претензии со стороны еврейских общин и израильских дипломатов — однако при этом МАУП был и, возможно, остается выгодным бизнесом, проводившим феноменальную издательскую деятельность. Писали и о ближневосточных связях вуза.

По данным аналитических докладов в последние годы поток публикаций антисемитского характера резко пошел на спад. Но «свято место» пусто не бывает.

В 2004 году наше общество впервые столкнулось с таким диким проявлением ксенофобии, как памятное выступление тогдашнего депутата от «Нашей Украины» Олега Тягныбока на горе Яворина. Тогда, в преддверии схватки за президентство, «Наша Украина», чей кандидат Виктор Ющенко претендовал на голоса либеральных слоев Киева и крупных городов востока страны — оперативно исключила Олега Ярославовича из фракции. Однако, впоследствии он «реабилитировался» в качестве, так или иначе, одного из полевых командиров Майдана...

В оранжево-синюю эпоху, в силу острого противостояния двух общин-версий украинской нации, «галицко-гетманской» и «малороссийской», и с ростом, от безвыходности, «отрубной» самосознательности русских, новороссов, закарпатцев и буковинцев — язык ненависти (hate-speech) постепенно превратился в инструмент политической борьбы.

Так бытовой антисемитизм, среди прочих видов ксенофобии, стал распространяться по и без того заболоченной поверхности украинского общественного «озера». Системные черты придала ему «Свобода», участвующая в выборах с 2006 года (в 1998 как «Социал-национальная партия», в блоке, в 2002-м лишь по мажоритарным округам), долго рассматривавшаяся как карлик, вплоть до досрочных выборов-2008 в Тернопольской области.

Происхождение, реинкарнация этой политической силы, ее конечные цели, а главное — ее экономического и инфраструктурного потенциала до сих пор являются загадкой. Существуют три версии.

Версия первая — келейная

«Свободу» финансируют радеющие за традиционные ценности малые и средние предприниматели западных областей страны, греко-католики и североамериканская диаспора. Отчасти это может быть и правдой, но не в случае с двумя последними персонажами. УГКЦ является по своей идеологии христианско-демократической силой, если судить по взглядам ее лидеров, Любомира Гузара и Святослава Шевчука, а Католический университет во Львове превратился в остров вольнодумства, учитывая политическую доминацию в городе «свободовцев». Греко-католики не могут не быть слегка русофобскими и не транслировать специфически опасливое отношение Ватикана к «еврейскому либерализму», но «Свобода» для них слишком вульгарна. Североамериканская диаспора не без «отмороженных чудаков» вроде Аскольда Лозинского, но она функционирует в рамках либеральной демократии США и Канады, и один «ляп» в стиле «Свободы» будет стоить карьеры любому ее представителю.

Версия вторая — «Пугало для Юго-Востока»

«Свободу» якобы финансируют «олигархи» — люди из истеблишмента нынешней власти, с целью «запугивания» избирателя на востоке, юге Украины и в Крыму, чтобы выглядеть умеренными на фоне этих экстремистов. Здесь есть и совпадение интересов с ПР, указывающей своему ключевому избирателю и Москве на «Свободу» как на фактор, сдерживающий Киев от интеграции в Таможенный союз. В комментариях эта версия не нуждается, поскольку правящая партия откровенно не брезгует макиавеллизмом. Кроме того, лидерам «Свободы» не удается отмахиваться от предположений критиков, связывающих партию с Игорем Коломойским. В ответ они часто говорят, что они делают то, что хотят, независимо от источников своего финансирования. Что ж, это вполне соответствует истории НСДАП, у которой был список «почетных арийцев» — предпринимателей негерманского, а часто еврейского происхождения, многих из которых нацисты впоследствии сгноили в лагерях...

Версия третья. Бульвар Шауль-аль-Мелех

Только за 2012 год в постсоветские страны вернулось — надо понимать, на ПМЖ, все же без утери гражданства — около 200 тыс. бывших соотечественников из Израиля. Как житель вполне себе исторически «еврейского» города, могу подтвердить: и впрямь, такое явление наблюдается.

В самом Израиле убегающих от перспективы полномасштабного военного столкновения с мусульманским миром «русских» упрекают в том, что они недостаточно реализовались. Об этом пишет, в частности, Игорь Головин на Izrus.co.il в статье «Новый великий исход из Израиля. Евреи возвращаются»: «200 000 так называемых русскоязычных евреев уже покинули Израиль, и до конца года из страны уедут ещё столько же. На Украину готовы выехать порядка 100 000 русскоязычных израильтян, причём большая часть из них собирается получить украинское гражданство». Или — упрекают их — они не слишком патриотичны, «их Родина — Советский Союз».

Обе инвективы откровенно не являются справедливыми — уезжают вполне реализовавшиеся, в том числе армейские офицеры, предприниматели в передовых отраслях, отдавшие многие годы Израилю, а вовсе не те, кто «сидит на пособии».

Дело в том, что эти наши бывшие и вновь нынешние соотечественники ищут больший масштаб и менее милитаризованное пространство, чувствуя нарастающее влияние собственно иудаистских фундаменталистских течений. Разумеется, их риски растут — но настолько ли, насколько в готовящемся к войне Израиле, в последнее время испытывающем к себе все более прохладное отношение США, перестроивших свою систему союзов на Ближнем Востоке и в Персидском заливе? А если мы вспомним о случае с Абу-Сиси, то есть о том, насколько беспрепятственно спецслужбы Израиля действуют на нашей территории (именно на бульваре Шауль-аль-Мелех в Тель-Авиве находится официальная штаб-квартира «Моссад»)? А о том, насколько быстро лидеры «Свободы» реагируют в извинительной манере на заявления властей Израиля, и параллельно высказывают восхищение системой израильского государства? Ну, а некоторая наигранность стилистики «Свободы»?

Нельзя ли предположить, что в Израиле могут существовать влиятельные круги, весьма заинтересованные в существовании в украинских палестинах такого «пугала», как «Свобода», чтобы уменьшить отток со своей территории продуктивного и зажиточного населения? Почему бы и нет? Ведь мы слишком мало знаем о «Свободе», чтобы сказать однозначно.

Но — sapienti sat.

А своим возвращающимся соотечественникам мы можем сказать только это: ברוך שובך הביתה.

Добро пожаловать домой.

*Термин галаха происходит от еврейского глагола הלך (hалах), «ходить», и обозначает «путь действия», «поведение», «руководство».