О современной российской культуре судим по одежке?

Вопрос. Когда такое сложное и неоднозначное явление как российское культурное пространство украинские националисты и «национал-демократы» рассматривают исключительно с позиции «вижу только грязь, ничего светлого не вижу», то где здесь зарыта собака?.. Варианты ответа: а) нигде, так оно и есть; б) банальное незнание положительных сторон явления; в) признаки осознанной пропаганды; г) мода такая...

Лично я выбираю четвертый вариант. Но прежде, чем я постараюсь аргументировать свою точку зрения, хотелось бы отметить несколько моментов.

Российское культурное пространство принято считать одной из корневых составляющих концепции «русского мира».

Защитником этой концепции я не выступаю, и мое несогласие с теми, кто однобоко и обобщенно критикует культуру северного соседа, не является попыткой косвенной апологетики политтехнологической теории «русского мира». Просто зерна от плевел стоит все-таки отделять.

«Зерна» российского культурного пространства не отменяют многочисленных проблем, связанных с неуместными потугами Кремля возродить в той или иной форме «союз нерушимый».

А теперь вернемся к «моде». На мой взгляд, в определенных общественно-политических кругах Украины настолько увлекаются нелюбовью к российской власти, что от сверхконцентрации негативного заряда происходит перенос соответствующих эмоций и на российскую культуру. Аналогичная точка зрения распространена и в украинских СМИ, пользующихся популярностью у отечественных националистов и «национал-демократов». В данном случае не совсем ясно, спрос ли порождает предложение или наоборот, но в итоге уже который год в Украине прогрессирует комплексный антироссийский тренд, размывающий границу между Кремлем и российским культурным пространством, будто бы второе во всей своей полноте безнадежно зависит от первого и представляет собой что-то повально одноклеточное.

Это мода, а моде свойственно ослеплять тех, кто за ней инертно или вполне осмысленно следует. Я не стану приводить характерные цитаты украинских авторов, которые находятся «в тренде». Это будет означать привязку к конкретным личностям и, как мне кажется, может отвлечь от главного, от того, что пленит этих авторов — моды. Лучше подчеркнуть основные «направления критики», часто встречаемые в текстах ожесточенных обличителей «тотально никудышней» культуры современной России:

— cеверо-восточный ветер постоянно приносит нам одно «жлобство», «быдлятину» и прочие синонимы нецивилизованности, поэтому его следует всячески избегать;

— выдающиеся деятели русской культуры остались в прошлом, а сегодняшние «просветители» бывшей империи — сплошная пустота: журналисты, служащие путинскому режиму; «фанерные» эстрадные исполнители, производящие бессмысленный шум; юмористы, которые не поднимают, а портят настроение; писатели, строгающие пустые детективы; режиссеры, снимающие нелепые военно-исторические картины, чтобы поддерживать в народе «патриотический дух»;

— если и ориентироваться на какую-либо зарубежную культуру, то выбор нужно делать в пользу продвинутого Запада, а не отсталого «старшего брата»;

— культурное пространство России оказывает пагубное манипуляционное влияние на национально-политическое сознание украинцев, особенно — в юго-восточных регионах.

Мои восемь вопросов тем, кто согласен с вышеуказанными «направлениями критики»

1. Разве у современной российской культуры нет другой плоскости, другого измерения, другой реальности? «С одной стороны свет; а другой стороны нет. Значит, в нашем дому спрятался вор», — пел один из столпов современной российской культуры. Только в случае с поставленным вопросом «свет» заменяется на «тьму»...

...Следующие шесть вопросов связаны с теми, кого я считаю нужным упомянуть, исходя из своих личных соображений, хотя каждый, кто разделяет такой ход мысли, может, конечно же, добавить серию адекватных примеров по собственному вкусу...

2. Как быть с целым списком известных российских журналистов и представителей искусства, которые принимали и продолжают принимать активное участие в антикремлевском протестном движении?

3. А радио «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь» мы не учитываем, когда говорим о медийной жизни сегодняшней России?

4. Куда девать Юрия Шевчука и других знаковых представителей старой школы «русского рока»? А ведь «Юра, музыкант» в прошлом году объездил всю Украину и пел здешней публике о зарождении «новой России»...

5. А кто такие Борис Акунин и Виктор Пелевин? Да, кому-то они могут не импонировать как писатели, но переоценить их интеллектуальный размах, по-моему, довольно-таки сложно.

6. В нынешнем российской КВНе тоже все так глухо и тоскливо? Есть же и удачные примеры... Возможно, не так много, как хотелось бы, но есть, несмотря на известную степень политической цензуры. К слову, один мой друг является искренним украинским националистом и при этом искренне любит российский КВН, и у него это нормально сочетается...

7. А талантливые и неординарные фильмы Павла Лунгина и Алексея Балабанова? «Остров», «Дирижер», «Кочегар», «Я тоже хочу»...

8. И, наконец, последний вопрос: неужели западный ветер, который противопоставляется северо-восточному, приносит нам только положительное? Из Америки и Европы в Украину ежегодно идут тонны разнообразного мусора массовой культуры. Недавно экс-глава украинских греко-католиков Любомир Гузар, долгое время живший «там, где нас нет», заявил, что все приходящее из Западной Европы и считающееся у нас априори «лучшим» и «прогрессивным», должно тщательно проверяться; «И критика этого должна быть сильной», — говорит священнослужитель.

Критикуя же мой взгляд на проблему, кто-то заметит, что о национально-культурном пространстве судят по мэйнстриму, по тому, чего больше и на первом плане, а не по альтернативе. Вот именно в этом и дело, что каждый сам выбирает, в каком массово-культурном измерении жить: попсы или здравой альтернативы. Это — наднациональные понятия, государственно-политические окраски здесь вторичны. Я не думаю, что победа украинской попсы над российской должна быть поводом для патриотической радости.

Здравая альтернатива, в свою очередь, заставляет думать, будь она украинской, российской или западной. Сознанием же человека, который стремится все обдумывать, манипулировать не так просто. Разборчивость в массовой культуре и трезвый взгляд на политическую действительность — это то, что позволяет не попадать в сети политсимулякров и правильно понимать свои национальные чувства.

PSВо время последнего визита во Львов осенью прошлого года больше всего меня впечатлили два момента. Во-первых, я был рад увидеть осеннюю столицу Галичины. Во-вторых, весьма интересно было слышать из разных уголков львовского железнодорожного вокзала русскую радио-попсу, а на фасаде городского театра оперы и балета увидеть лишь две афиши: есенинской песенно-поэтической программы Сергея Безрукова и группы «Аквариум»...