Ученые разработали метод спектроскопии, благодаря которому можно рассмотреть первоначальные изображения на холстах Рембрандта. Работа опубликована в журнале Journal of Analytical Atomic Spectrometry (полученное изображение попало на обложку выпуска), а ее краткое содержание можно прочитать на сайте синхротронного исследовательского центра DESY.
Первоначальные исследования показали, что под основным изображением на «Портрете пожилого человека в военном костюме» находится другой портрет. Рассмотреть его используя существующие методы рентгеновской, нейтронной и инфракрасной спектроскопии до сих пор не удавалось. Трудности, по словам ученых, были связаны с тем, что работая над новым изображением Рембрандт (в отличие, например, от Ван Гога) использовал практически те же самые по химическому составу краски, сообщает Lenta.ru.
В новой работе для изучения холста авторы предложили использовать метод рентгеновской флюоресценции MA-XRF. Суть его заключается в том, что под воздействием жесткого излучения некоторые содержащиеся в пигменте атомы поглощают и переизлучают фотоны определенной длины волны. В частности, таким способом можно увидеть распределение на картине ртути, содержащейся в киновари HgS, которую Рембрандт (как показали предварительные исследования) использовал исключительно для тонирования кожи.
Чтобы опробовать метод и не подвергать преждевременному риску оригинал, ученые создали копию работы, точно имитирующую ее химический состав. Затем были получены «сквозные» изображения копии используя разные источники рентгеновского излучения на синхротронах в США и Германии.
В результате, ученым удалось доказать, что разработанный метод позволяет рассмотреть картину в рекордных подробностях. Авторы надеются, что музей, который владеет в настоящее время картиной, позволит провести соответствующее исследование оригинала.
Холст, который стал объектом исследования, был написан Рембрандтом ван Рейном в
Недавно другая картина Рембрандта стала объектом исследования физиков, занимающихся прохождением света сквозь биологические ткани. Ученые опровергли гипотезу о том, что модель, позировавшая мастеру для «Вирсавии» страдала раком груди.