Идея строительства единой оппозиционной партии дискредитирована настолько, что ее не может реанимировать ни находящаяся в тюремной палате Юлия Тимошенко, ни нуждающийся в новом партийном фундаменте для собственной карьеры Арсений Яценюк.
День Соборности ознаменовался очередным призывом Юлии Тимошенко создать единую оппозиционную партию, способную противостоять Виктору Януковичу. Идея не нова, к тому же команда Тимошенко несколько перемудрила с нагнетанием ужаса вокруг состояния здоровья экс-премьера. То ли Юлия Владимировна призвала к объединению всех оппозиционеров, не приходя в сознание, то ли она и ее защитники, мягко говоря, преувеличивают негативные последствия для ее здоровья индивидуальной акции гражданского неповиновения. В любом случае Тимошенко чувствует, что теряет влияние на «Батькивщину», в партийной фракции которой как никогда мало лично преданных ей людей. Леди Ю приходится делать хорошую мину при плохой игре, ведь призыв об объединении сегодня, пожалуй, единственный аргумент, способный привлечь внимание избирателей.
Арсений Яценюк, занимающий пост лидера фракции «Батькивщина», на инициативу Юлии Владимировны отреагировал как полагается быстро и оптимистично. Даже заявил, что в процессе создания единой оппозиционной силы наблюдается определенный прогресс. Правда, Арсений Петрович, видимо, по причине врожденной стеснительности, не стал демонстрировать результаты этого прогресса. Его кресло лидера фракции напоминает переоборудованный электрический стул, к которому временно не ведут провода от рубильника, дающего ток. Однако люди с катушками в руках уже постепенно мелькают в поле зрения: почти сотня депутатов «Батькивщины» напоминает винегрет своими идеологическими программами и политическими амбициями. Для удовлетворения их нужен большой общий интерес, который бывший главный «фронтмен» представить не может. Яценюку бы навести порядок в собственных фракционных рядах, а уже потом вести переговоры о создании единой оппозиционной партии.
Впрочем, лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок от «заманчивого предложения» отказался сразу, сославшись на идеологические противоречия в программах оппозиции. У Олега Ярославовича есть своя логика: его политическая сила еще далеко не исчерпала потенциал одиночного плавания, более того, имеет все основания рассчитывать на рост поддержки населения. Да и идеологические постулаты «свободовцев» трудно назвать идеальной платформой для объединения, а их самих готовыми легко и быстро поступиться принципами.
С двухдневным опозданием отказом ответил на предложение Юлии Тимошенко Виталий Кличко. То ли лидер «УДАРа» вспомнил, как экс-премьер называла его политическую силу «консервами для будущего большинства», то ли решил выдержать гроссмейстерскую паузу, но его отказ никого не удивил, а стал еще одним штрихом в образе публичного политика, крепко диссонирующего со спортивными успехами Виталия Владимировича. «УДАР», к тому же, наименее идеологическая из парламентских партий, называющих себя оппозиционными в новой Верховной Раде.
Идея создания объединенной оппозиционной партии напоминает заезженную пластинку с некогда модной песней, которую давно пора выбросить. Кстати, на свалку истории не помешало бы отправить и многих представителей нынешней политической элиты. Парламентские выборы (по крайней мере, пока), обновив состав депутатского корпуса на 2/3, не сумели выполнить функцию обновления власти и оппозиции, а создание единой партии в нынешних условиях способно лишь увеличить и без того высокий уровень скандальности в украинском политикуме.