Даже беглый взгляд на последние политические телодвижения «Свободы» дают не один повод упрекнуть «спецназ оппозиции» в том, что он подыгрывает Путину. Но всё может оказаться гораздо интересней. Тягнибок и компания не просто подыгрывают Путину, они стараются стать Путиным, вести себя, как Путин.
«Либеральная общественность» (особенно «продвинутые журналисты»), еще в октябре призывавшая голосовать за «Свободу», а впоследствии с гордостью рассказывавшая об этом своем «гражданском подвиге» на избирательном участке, с удивлением и разочарованием кривит губки. Как же так? «Свобода», бравурно начавшая свою парламентскую каденцию с избиения «тушек» и блокирования трибуны, вдруг начала делать что-то не то. То с маниакальным упрямством называет евреев жидами, то включается в борьбу против добычи сланцевого газа, а то и вовсе выступает за запрет на усыновление украинских сирот иностранцами.
Недавние симпатики Тягнибока в недоумении: мы, мол, так не договаривались! Вот набить морду какому-нибудь особо обнаглевшему регионалу, устроить охоту на кнопкодавов это да, это гуд. Да и вообще просто внести разнообразие в ряды оппозиции, представленной унылыми импотентами из «Батькивщины» и невнятными «ударовцами». А вот антисемитизм, лоббирование интересов «Газпрома» и/или Коломойского и копирование «Закона Димы Яковлева» нет, мы точно не этого ждали.
Проблема восторженной публики в том, что она не понимает: «Свобода» никому ничего такого не обещала. Бывшие социал-националисты могут с полным правом пожимать плечами: у нас есть программа и устав, мы их и выполняем. Более того, после избрания в парламент «Свобода», по доброй украинской политической традиции, уже тем более никому и ничего не должна.
Кстати, о программе. О жидах, там, конечно, ни слова. Как и о конкрентно сланцевом газе. Зато об усыновлении сказано: «Встановити заборону усиновлення українських дітей чужинцями» (раздел IV, п.10). Обратите особое внимание, чтобы потом опять не плакать, «чужинцями». Не «іноземцями», не «чужоземцями» и даже не «іноземними громадянами», именно «чужинцями». Не поленитесь узнать у Тягнибока или Мирошниченко с Кошулинским, какие смысловые нюансы вкладывает «Свобода» в каждое из этих определений. Отличия-то явно присутствуют: и заодно не придется делать удивленные глаза, когда выяснится, что запрет на усыновление украинских детей распространяется на тех же жидов.
Ну да это действительно нюансы да тонкости. Перейдем к обобщениям.
Взять борьбу с добычей сланцевого газа (об этом «Фраза» уже писала здесь, не так давно очередным заявлением на «экологическую тематику» отметилась и пресс-служба «Свободы»). Никто не запрещает рассматривать ее через призму конспирологии. Мол, Тягнибок вообще замаскированный проект Кремля. И можно привести массу аргументов в пользу такой смелой гипотезы. Все они сведутся к тому, что активная деятельность «Свободы» в украинском парламенте отдаляет Украину от Европы и играет на руку России. Есть уже и доказательство резолюция Европарламента, призывающая украинских оппозиционеров не сотрудничать с партией Тягнибока. А «свободовский» антисемитизм ссорит Украину с Израилем, а значит, и с Соединенными Штатами. Ну просто все тузы в путинскую колоду!
А можно посмотреть иначе. В программе «Свободы» вступление в ЕС как внешнеполитическая цель вообще-то не указана. Там есть о неприемлемости участия в СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС, есть об основательно забытом проекте ГУАМ, есть о Балто-Черноморской оси и даже абзац о НАТО (довольно наглый и ультимативный по отношению к самому Альянсу). Взгляд на европейскую интеграцию у «Свободы» вообще специфический: «Розпочати реальні, а не декларативні дії, які уможливлюють інтеграцію України до європейських структур безпеки: очистити владу та силові структури від агентури Москви; знешкодити фінансовані Росією підривні організації; делімітувати та демаркувати кордони; погасити осередки сепаратизму; нейтралізувати усі територіальні претензії до України; забезпечити виведення російських військових баз з української території; негайно реформувати та розбудовувати ЗС та ВМС України» (Раздел VII, п.10 Программы).
Зато поводы для конфликтов с Европой щедро раскиданы по «свободовской» программе успевай собирать:
тот самый запрет на усыновление;
давно ставшее притчей во языцех возвращение ядерного статуса Украины;
симметричный визовый режим с другими странами;
обязательная регистрация иностранцев в органах МВД;
разрыв соглашения с ЕС о реадмиссии;
выход из Болонского процесса;
увеличить налоги на иностранную полиграфическую, аудио- и видеопродукцию, обложить налогами иностранные радио- и телепродукты, музыкальную и кинопродукцию (это ведь не только засилья российской попсы касается, заметьте);
предоставить насильно вывезенным украинцам Холмщины, Надсяння и Пидляшшя статус депортированных лиц (этот пункт оценят в Польше).
В общем, «свободовцы» объединенную Европу явно недолюбливают, что очень даже понятно и объяснимо: все эти сомнительные игры в Multikulti и толерантность вызывают у националистов естественное неприятие и отторжение.
Но у партии Тягнибока есть и чисто меркантильная причина противится европейской интеграции Украины, а конкретно одному из ее элементов безвизовому режиму. Ну-ка, вспомним, где у нас проживает «ядерный электорат» «Свободы»? Правильно. А какие украинские регионы регулярно поставляют в Европу сотни тысяч заробитчан? Тоже верно. И это, заметьте, при визовом режиме. Всё просто: открой Европа границы для украинских трудовых мигрантов, и на ближайших выборах окажется, что огромная часть избирателей «Свободы» давно уехала. Кто ж тогда за Тягнибока голосовать будет? Это Янукович и Партия регионов за счет админресурса могут себе позволить обеспечивать «явку» избирателей в вымерших и выехавших на заработки в Россию шахтерских поселках Донбасса. «Свободу», будь она хоть трижды ситуативно полезна власти, оставят на коротком электоральном поводке.
Так что палки в евроинтеграцию «Свобода» потихоньку вставляла бы и без всякого Путина.
Другой вопрос в том, что у Путина и «Свободы» объективно слишком много общего. Не уверен, насколько сами «свободовцы» осознают это (а если и осознают, то никогда не признаются), но мыслят и действуют они по-путински.
Можно, конечно, сказать, что все политики с авторитарными замашками действуют в одном русле. Но поскольку Путин наиболее исторически, географически да и ментально близкий нам авторитарный лидер, будем считать, что его брать в качестве образца куда проще, чем Чавеса или экзотических Ахмадинежада с Ким Чен Ыном. Ну есть еще Лукашенко, конечно.
В Украине к Путину относятся по-разному: одни восхищаются, другие ненавидят, третьих просто достал. Есть те, кто жалеет, что у нас нет своего «путина», есть и те, кто приходит в ужас от одной мысли, что такой мог бы появиться. Но все при каждом удобном случае режим Путина сравнивают с режимом Януковича. И все сравнения не в пользу последнего. Путин сильнее, хитрее, настойчивее, жестче, а режим Януковича неудачное копирование российского опыта. Кому только в голову ни закрадывалась мысль, что украинским лидерам не хватает чего-то «путинского», пусть бы оно и проявлялось только во внешней политике или только в противодействии самому Путину. А то ведь стыдно смотреть, как страну по асфальту елозят. В общем, украинские политики вынуждены на Путина оглядываться и задумываться о рецепте его успеха.
Так вот, что такое «идеология Путина», сделавшая его таким привлекательным для большинства «простых россиян» и части украинцев, если изложить ее простым и понятным языком? Ответ прост и умещается в нескольких словах: «Мы тут у себя что хотим, то и делаем. И не учите нас жить». По-умному это, конечно, можно назвать и «суверенной демократией», сути это не меняет. А суть такова, что перед нами философия жлоба и жлобства.
Жлоб (рагуль, кугут, гопник, маргинал) всегда с пеной у рта отстаивает свое, как он считает святое, право «шо хотеть, то и делать, бля». Кстати, насчет «святого права» никаких шуток. Кто-то стремление «у себя шо хотеть, то и делать» освящает претензиями на роль православного народа-богоносца, кто-то Кораном, кто-то именем Боливара, кто-то идеями чучхэ, а те, кто не заморачивается, и вовсе «понятиями».
Можно возразить, что всякие там либералы действуют точно так же, а вместо Корана у них Декларация прав человека. Действительно, убежденный радикальный либерал точно так же отстаивает свое право делать то, что ему вздумается. Борьба за права зоофилов или инсталляции из экскрементов и гниющих трупов шокируют окружающих даже больше, чем пьяный жлоб, тупо и регулярно избивающий за стенкой жену, тёщу, детей и кошку.
Но разница все-таки есть. Убежденный либерал шокирует и эпатирует окружающих осознанно, в расчёте на их реакцию. И он осознает себя при этом либералом, борцом за свободу самовыражения или линчевателем обывательских пороков, и т.д., и т.п. Жлоб же никаких таких целей не преследует. Жлоб железобетонно уверен в собственной правоте. Он не осознает себя жлобом, он так привык, свое поведение он считает естественным и единственно возможным. И как раз реакция вменяемых окружающих вызывает у жлоба эпическое: «А шо такое?» с вариациями в зависимости от обстановки: «У себя дома шо хочу, то и делаю», «Ты хто такой, шоб мне указывать», «На себя пасатри» и вплоть до вечного «Пошолнах...». В общем, жлоб искренне не понимает, что же он делает не так.
Проще говоря, разница между либералом и жлобом это разница между Pussy Riot и олигархом, арендующим трапезную Храма Христа Спасителя под корпоратив или собственный день рождения. Ну или между помочившимся в лифте гопником и матерящимся Маяковским. Нормальные люди чувствуют ее интуитивно.
А теперь на секундочку вернемся к «Свободе». Вот Игорь Мирошниченко якобы оправдывается за «жида». Что он при этом говорит, а? «Я украинец, выходец с Сумщины, и там это слово употреблялось исторически... Мы всегда использовали это слово, в его использовании нет никакого унизительного подтекста... Это украинская традиция». Узнаете описанные жлобские нотки?
А вот Тягнибок объясняет, почему нельзя отдавать детей на усыновление за границу: «В условиях глубокого демографического кризиса, и после того, как Украина пережила ужасы голодоморов, нельзя так легко отдавать иностранцам одно из главных сокровищ нации ее генофонд». Всё тот же жлобский подход: Это мой генофонд! Не лезьте, никому не отдам!
Да что говорить, если сам лозунг «Свободы» перефразированный девиз жлоба. «Ми Українці. Ми у своїй, Богом даній країні». У себя дома шо хочу... И, конечно, Бога приплели...
Путин чекист, то есть жлоб высшего пошиба. Отборный, не ведающий сомнений в собственной правоте. С идеологией «суверенного жлобства» он попал в самую точку. В резонанс, россиянам понравилось. А в том, что в Украине политическая сила, открыто противопоставляющая себя всему российскому, уверенно топает по «путинскому пути», вплоть до того, что, как в случае с усыновлением, копирует путинские штампы, в этом есть определенная доля высшего сарказма.
Вместо P. S. У читателя, конечно, уже давно возник неизбежный вопрос о жлобстве действующей украинской власти. Мол, прежде чем говорить о Тягнибоке, неплохо бы вспомнить о Януковиче. Тут и говорить нечего. Жлобство зашкаливающее. Взять тот же процесс над Тимошенко с первой и до настоящей минуты в адрес ЕС, США и той же России не прекращает звучать жлобская мантра о том, что у нас в Украине такое правосудие, так что будет Юля сидеть, сколько отмерят (по последним данным так вообще пожизненно). Ну и, конечно, о «вмешательстве во внутренние дела». (Кстати, когда Европарламент посоветовал оппозиции держаться от «Свободы» подальше, наши «проевропейцы» тоже быстренько вспомнили этот чудный оборот о «вмешательстве во внутренние дела», что было особенно смешно).
Но, говоря о жлобстве нынешней власти, необходимо вспомнить, что кроме классического «железобетонного» жлоба существует и такой массовый типаж, как «жлоб сомневающийся». Представители этого жлобского вида смутно понимают и догадываются, что они живут как-то не так, не так себя ведут, что вокруг есть нормальные люди, у которых все как-то по-другому, все иначе. Сомневающемуся жлобу все время немного неуютно под взглядами окружающих, если он не находится в питательной среде, где все жлобы. И, что самое неприятное и страшное, жлоб сомневающийся догадывается о своей ущербности.
Выход из этого дискомфортного психологического состояния прост, как двери: агрессия. И, естественно, как и у всех страдающих от комплекса неполноценности, агрессия такого жлоба чаще проявляется по надуманным поводам. «Железобетонный» жлоб агрессивно огрызается, когда его трогают; сомневающийся жлоб провоцирует агрессию сам. Он специально показывает все свое жлобство, он провоцирует.
Украинская власть состоит как раз из таких жлобов.
В XXI веке в центре Европы никуда не денешься от осуждающих, презрительных и брезгливых взглядов. Жлоб мечется, мантра про «у себя дома» не работает. А тут уже и вообще в гости звать перестали (вот и сиди у себя дома). В приличные места дорожка закрыта, осталась только одна, где за поворотом поджидает другой жлоб большой и страшный. Жлоб понимает, что все пошло не так, догадывается, что причина-то в нем самом, но измениться не может. И злится, злится на окружающих. И начинается... Как ни «Беркут» на выборах в Первомайске, так перспектива пожизненного срока для Тимошенко.
Повторюсь, Путин как бывший чекист свой образ мышления и стиль поведения ущербным не считает и неловкости не испытывает. Янукович как бывший сиделец все время ловит на себе неодобрительные взгляды. А Тягнибок? Он пока что чувствует себя победителем и наслаждается возможностью пропагандировать свое, особенное жлобство в масштабах страны. Ведь если подойти к этому делу с умом, то сторонники «Свободы» массово появятся и среди жлобов Донбасса.