За последний год мы пережили целую серию скачков цен почти на все категории товаров: газ, электричество, коммунальные услуги, бензин, мясо и т. д. Для столичных жителей к этому списку, похоже, добавится еще и проезд в метро…
В разные периоды киевляне уже переживали повышение цен на проезд в тех или иных видах транспорта (в частности - троллейбусах и автобусах). Еще свежо в памяти существенное подорожание стоимости проезда в маршрутках в этом году.
Однако с метро ситуация совсем иная. Это один из наиболее популярных видов транспорта (пассажиропоток - около 85 млн. человек в месяц), которым время от времени пользуются почти все социальные слои населения: от тех, кому совсем чуть-чуть не хватает денег на личный автомобиль – до тех, кто едва сводит концы с концами. Может быть именно поэтому, со времен последней денежной реформы, цена на проезд в метро поднималась всего лишь раз.
К слову, стоимость проезда в столичном метрополитене прошла целую эволюцию. Киевское метро было открыто в 1960 году. Тогда стоимость проезда составляла 50 копеек (так же как и сейчас, кстати… не стоит ли это расценивать как указующий перст судьбы?). После денежной реформы 1961 года стоимость проезда сократилась до 5 копеек. 5-ти копеечная монета принималась пропускными автоматами как жетон. Кроме того, использовались бумажные билеты на одну поездку, которые гасились на контрольном пункте.
В 1991 году стоимость проезда увеличилась в три раза. Часть автоматов была переделана на прием 15-ти копеечной монеты, а часть – на прием 3 пятаков.
В 1992 году, когда Украина ввела в обращение собственную валюту: купоно-карбованцы. В результате гиперинфляции цены на проезд менялись чуть ли не каждый месяц. Рычаги турникетов связали веревкой - проход через них был закрыт. Для редких поездок использовались бумажные билеты, цена которых за два года успела подняться с 50 копеек до 10000 купонов. На месяц продавался проездной на предъявителя (для студентов проездных не существовало).
С ноября 1993 ввели проездной-магнитную карту. Это была простая картонка с полосой магнитного слоя. Часть автоматов переделали под новые проездные, а часть так и осталась с завязанными рычагами. Примерно в начале 1994 года были введены металлические жетоны. С июня 1995 года картонные проездные заменили на пластиковые.
В 1996 года стоимость проезда поднялась до 30.000 купонов. Тогда же были введены пластмассовые жетоны голубого цвета. После деноминации 1996 года стоимость проезда составила 30 копеек. С октября 1997 года введены студенческие проездные на метро стоимостью в два раза меньше обыкновенных.
C 19 марта 2000 года цена на проезд была увеличена до 50 копеек и введены новые пластмассовые жетоны зеленого цвета.
С начала 2004 года в Киевском метрополитене начались эксперименты по введению абсолютно новой формы оплаты за проезд. Планируется, что будет фиксироваться расстояние и время, которое пассажир пробыл в метро, и в соответствии с этим и будет взиматься плата. Проездные нового поколения - смарт-карты - уже проходят проверку. С августа 2004 года такие карты используются сотрудниками метрополитена. Пассажирам их пока не продают - в ожидании очередного подорожания проезда, которое не за горами. Уже в ближайшее время Киевгорадминистрация определится с размером оплаты проезда и начнет постепенно вводить новые проездные (смарт-карты).
Казалось бы, с введением смарт-карт, Украина сделает еще один шаг к европейскому образу жизни. Но тут же возникает вопрос: почему подобные шаги делаются за счет рядовых граждан? Возникает и другой вопрос – почему руководство метрополитена умудряются не замечать один из возможных способов решения этой проблемы? Речь идет о рекламе в метро…
К сожалению, руководители метрополитена упорно обходят эту тему стороной, равно как и городские чиновники. Единственная информация, которую корреспонденту
"Фразы" удалось раздобыть в пресс-службе метрополитена - тот факт, что столичное метро сдает за фиксированную сумму рекламные площади различным агентствам. К сожалению, не удалось выяснить размер упомянутой суммы и более детальное описание схемы работы с агентствами. Касательно же Главного управления по вопросам ценовой политики Киевской горгосадминистрации, то его глава Василий Яструбинский нашел надежное укрытие за "широкой спиной" своей секретарши. Поэтому, нам так и не удалось получить официальный ответ на другой вопрос: на какую сумму планируется увеличить доходы метрополитена за счет ожидаемого повышения цен на проезд?
Вместе с тем, нам удалось таки выяснить базовые расценки на размещение рекламы в метро. Так, разместить на месяц 570 рекламных наклеек в вагонах метро (по одной наклейке на вагон) стоит от 2-х до 10-ти тысяч долларов в зависимости от места и размера. Размещение рекламного плаката на эскалаторных сводах в течение месяца стоит от 300 до 700 долларов. Рекламный плакат на путевых стенах стоит порядка 500 долларов в месяц. Наконец, аренда одного лайтбокса в метро - 350 долларов в месяц. Кроме этого, есть еще мониторы в вагонах, и плафоны на эскалаторах.
Таким образом, по самым скромным подсчетам только от рекламы в вагонах метро прибыль рекламных агентств составляет минимум (!) 600 000 долларов в месяц, от рекламы на эскалаторных сводах станций – около 12 тыс, столько же – от рекламы на путевых стенах. За рекламу на лайтбоксах – 50 тыс долларов. Эта информация очень приблизительна, однако общие тенденции можно уловить.
Фиксированная плата, которую метрополитен получает за аренду своих площадей (как нам удалось выяснить, эта сумма составляет - 0,63 грн. за метр кв.) – капля в море, по сравнению с той огромной прибылью, которая оседает в карманах рекламных агентств. Причем речь здесь идет именно о размещении рекламы – за дизайн и изготовление нужно доплачивать отдельно.
Отсюда – вопросы…
Первый. Почему метрополитен пользуется услугами посредников, а не организует собственное рекламное агентство? Пускай бы, скажем, внешние рекламные агентства занимались дизайном и изготовлением рекламы, а метрополитен получал бы деньги за размещение напрямую от заказчиков: приблизительное представление о суммах доходов мы уже попытались дать. Возможно, тогда необходимость повышать цену на проезд в метро вообще бы отпала?
Второй. Кому выгодна сложившаяся ситуация, при которой основная часть прибыли уходит из метро? Рекламным агентствам? Да, конечно. Но, может, она выгодна еще и руководству метро?.. Как знать.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию согласился народный депутат Владимир Бондаренко:
"Формування тарифів та цінової політики в місті Києві є закритою зоною… Я коли звертаюсь до цієї сфери, то запитую, а куди і в якій мірі йдуть гроші за рекламу в метрополітені, за торгівлю в павільйонах, за інші речі? Земельні ділянки, відведені метрополітену, використовуються не за профільним призначенням, а для надання суміжних послуг. Це, як правило торгівля, обслуговування певне, рекламна продукция... Оце все настільки потужний сьогодні сектор, який там розвинувся, що він перекрив би величезну кількість затрат, які метрополітен хоче покласти на плечі киян... Там є можливість пошуку внутрішніх резервів".
Фото
"Фразы"