Новый Год празднуют язычники. Удивлены? Но отмечать Новый Год именно 1 января придумал никто иной, как римский диктатор Юлий Цезарь, а сам день, как и весь месяц, посвящен Янусу, богу выбора, дверей и всех начал (чрезвычайно полезное божество), изображаемому с двумя лицами.
Церковники не слишком жалуют этот праздник, а адвентисты седьмого дня вообще не празднуют, как я на днях выяснил. Хотя ведь и не постятся...
Суетный, праздник, суетный, разумеется, как и все, радующее народ. Все, наверное, знают, что в России Новый год ввел Петр Великий, и не без мысли ущемить носителей религиозного сознания.
Но понимая, что кое-кто не преминет залить свечного парафину в его суп минестроне, царь подстраховался, и изложил свое видение новшества внешне лояльно к русским патриархальным порядкам:
«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. (№ 1736 «О праздновании Нового года»)
Однако, к 1700 году большинство государств Европы уже перешло на григорианский календарь, поэтому Россия праздновала Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. Видимо, большевики хотели поднимать бокады и рюмки вместе со своими друзьями социал-демократами в других странах.
Любителям мобилизационной экономики сообщим, что с 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём.
И только после 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало днём для отсыпания. Расширили празднование уже демократы по закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. У нас же в Украине были разные решения, но вот в последнее время при Николае Яновиче с выходными творится что-то странное, государственная служба это хорошо знает. При мизерных зарплатах экономия на выходных является быстрой дорогой к потере лояльности бюрократического корпуса.
Производить фейерверки повелел еще Петр. Теперь мы выстреливаем в год бюджет маленького городка. Так, в 2010 г. было закуплено 3,1 тыс. т пиротехнической продукции на $5,11 млн., а в прошлом году этот показатель составил 2,5 тыс. т стоимостью в $5,36 млн. На 90% набиваем карманы китайцев, в нашей стране пиротехнику производит только Шосткинский казенный завод «Импульс».
Зарубежные новогодние обычаи обычно русифицировались. Так Санта Клаус быстро отождествился с Дедом Морозом, утратил оленей, но приобрёл себе помощницу внучку Снегурочку, появившуюся в советские времена. Так что, как должно быть понятно, первые Снегурочки работали в КГБ следили за потенциально небезопасным мифическим персонажем. Ведь никто не видел партбилет Деда Мороза (он же в прошлом Св. Николай)?
Так и вспоминается:
«Какой властью?
Властью трудящихся.
А-а-а!.. сказал Ипполит Матвеевич леденея. Властью рабочих и крестьян?
Да-а-а-с!
М-м-м!.. Так, может быть, вы, святой отец, партийный?
М-может быть!» (Ильф и Петров. Двенадцать стульев).
В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы. А в советскую эпоху атрибутами праздника стали шампанское, мандарины на столе, бенгальские огни, хлопушки, бой курантов и торжественная речь государственного лидера к гражданам страны. Фильмы, правда, становились все более и более подрывающими советский строй незаметно для цензуры. Скажем откровенно: Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай явно высмеивали бюрократический маразм и кретинический активизм, сделав для утраты веры в партию гораздо больше, чем все диссиденты вместе взятые.
Кстати, наученные горьким опытом, нынешние российские консерваторы стремятся избежать судьбы советских предшественников. Так, Андрей Кураев предлагает праздновать Рождество 1 января, правда, образованно замаскировавшись (подобно Петру) под «исконничество». Такое заявление Кураев сделал в эфире радиостанции «Эхо Москвы»: «Я надеюсь, что со временем у нашей церкви хватит мужества на принятие радикального решения, а именно объединить Рождество и Новый год, не перенести на новый стиль, как у католиков, а именно перенести на 1 января дату празднования Рождества», сказал он. Кураев отметил, что перенос на 25 декабря, когда Рождество празднуют католики и протестанты, вызовет много вопросов у верующих. «Любая другая дата празднования Рождества порождает вопрос, на который у нас не находится ответов. Если новый год от Рождества Христова, то почему же он считается не с Рождества Христова? Если наша эра считаются от Рождества Христова, то почему маленький календарь, дни внутри года считаются с какой-то другой точки? Это не логично. Поэтому если уж однажды нам предстоит перемена календаря она наверняка предстоит когда-то, я не знаю, в каких столетиях, лучше переносить не на 25 декабря».
Правда, думаю, и такого благонамеренного революционизма не простят диакону, поскольку в том же выступлении, имея ввиду исторических оппонентов, Кураев вдруг замечает: «Дурь какого-то средневекового королька оказалась навязанной всему христианскому миру». Эх, неверно могут понять несмотря на весь пропагандистский вес богослова!
Ведь, как поют гвардейцы кардинала в «Трех мушкетерах»:
«Его Высокопреосвященство
Нам обещал на небе райское блаженство,
Покуда жизнью живём земной,
Пусть похлопочет он за нас пред Сатаной!»
Пошутил по поводу предложенной Кураевым реформы актер-блоггер Станислав Садальский: «Хорошо бы заодно и Пасху с Первомаем. Давно пора решить этот вопрос, Медведев решил с летним временем. Где это видано, что сначала новый год, а через неделю Рождество? Может поэтому у нас такая жизнь. Непутевая...», иронично отметил актер.
А Новый Год остается праздником Модерна с языческими корнями, вполне в соответствии с исторической логикой.