Американский экономист Морис Станс говорил, что выработка бюджета является искусством равномерного распределения разочарований, а его соотечественник бизнесмен Роберт Сарнофф изображал финансовую систему государства в качестве другого искусства передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут. Все это в известной степени имеет прямое отношение к современному положению дел в нашей стране.
Бюджетный кодекс Украины устанавливает серию однозначных принципов: сбалансированности, обоснованности, справедливости, беспристрастности, прозрачности и т.д. Вот только одна из главных практических особенностей национальной бюджетной политики продолжает заключаться в системных противоречиях, символизирующих победу власти над своим же народом.
Ежегодно вокруг государственной сметы доходов и расходов возникает целый ряд путаниц, за которыми явственно просматриваются непотопляемые постсоветские методы ведения хозяйства и традиционные угрозы экономическому выживанию отдельных групп населения. Этот год не стал исключением. На двух характерных ситуациях, сложившихся нынче в моем родном крае, я хотел бы остановиться подробней.
Предновогодняя смута для бюджетников
В Донецкой области на выплату декабрьской зарплаты работникам школ, дошкольных и внешкольных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, не хватает 200 миллионов гривен. Об этом «Голосу Украины» сообщила председатель областной организации профсоюза работников образования и науки Ася Горшкова.
Фото focus.ua
В то же время, по словам губернатора Донетчины Андрея Шишацкого, несмотря на проблемы с выполнением показателей, в регионе представители бюджетной сферы смогут своевременно получить зарплату. «Ожидается сегодня-завтра подписание дотаций выравнивания в целом по Украине, Донецкая область заявилась, и я об этом говорил на селекторе в Киеве. И в субботу мы отправили письменное подтверждение моих слов о необходимости дотации выравнивания», сказал 3 декабря председатель ОГА.
Неоднозначную ситуацию специально для «Фразы» комментирует донецкий эксперт Алексей Круподер:
Сегодня проблему нехватки средств для бюджетников решили дотациями выравнивания из госбюджета. В масштабах Донецка это 200 миллионов гривен, а в масштабах Украины целых 1,37 миллиардов. Думаю, что в следующем году местным властям снова не будет хватать денег, и они снова попросят дотационного финансирования. Но какой будет реакция центральной власти на такие просьбы, сказать пока сложно. С одной стороны, в президентской Администрации есть планы по реформе местного самоуправления и уменьшению объема дотаций, но с другой пока непонятно, будут ли вообще в бюджете деньги на такие масштабные дотации выравнивания с оглядкой на кризисное состояние экономики.
Донорство и шахтерский вопрос
5 декабря на пресс-конференции донецкий мэр Александр Лукьянченко заявил о том, что в следующем году больше всего денег заберут у шахтерской столицы. «Мы, к сожалению, остаемся и в 2013 году самым крупным городом-донором Украины», подчеркивает градоначальник. По предварительной информации, в следующем году из бюджета Донецка планируют изъять 280 миллионов гривен. В
Фото obozrevatel.com
Вместе с тем Лукьянченко отметил, что на угольных предприятиях Донецка образовались немалые долги. «К сожалению, у нас появились новые должники в лице угольных предприятий, в объеме 42 миллионов гривен. Сегодня идет диалог с министерством угольной промышленности это их чистые вопросы», говорит мэр.
Постойте, так все же самое крупное донорство или долги по зарплатам с последующими дотациями? Комментирует Алексей Круподер:
Местные власти Донецка и Донецкой области по-прежнему позиционируют наш регион и его областной центр как один из наиболее крупных доноров для украинского госбюджета. Но бюджетный процесс в Украине вещь очень специфическая. В нем деньги могут уйти из городского бюджета в государственную казну, но со временем, описав полный бюрократический круг, вернуться обратно в виде субвенций и дотаций. Кроме того, чаще всего в результате город получает из госбюджета больше, чем отдает. Например, по итогам уходящего года, в котором Донецк отдал в госбюджет 315 миллионов гривен, он же получил из госбюджета субвенций и дотаций в размере около 1,5 миллиардов.
Лукьянченко уже традиционный мэр Донецка, который с 2004 года использует уже привычную для него популярную риторику «Донбасс/Донецк кормит Украину». Его сегодняшние слова это очевидная манипуляция цифрами на фоне реальной проблемы недостача десятков миллионов гривен на зарплаты донецких шахтеров. В реальности, если бы Донецку оставили изъятые 315 миллиона, не дав при этом дотаций, городу пришлось бы очень тяжело в плане выполнения своих социальных обязательств и покрытия своих экономических затрат. Не сложно подсчитать, что если только на зарплаты для одной социальной группы городу не хватило 42 миллионов гривен, то 315 миллионов явно не хватило бы на полный перечень затрат, покрываемых сегодня субвенциями и дотациями.
Натравливание от нехватки
Регионал Лукьянченко сожалеет, что Донецк остается самым крупным украинским городом-донором, но из уст лидеров партии власти, восседающих в Киеве, на вполне понятном основании подобных слов не услышишь. Экономический «регионализм» президентской команды практического выражения до сих пор не имеет. Даже по отношению к своей вотчине. Видимо, по той простой причине, что ширма есть ширма. Но это, конечно же, если иметь в виду социальный уровень, а не олигархический. На социальном уровне Донецкая область порой страдает от политики действующей власти больше других, становясь пилотной, экспериментальной, подопытной. Там же «свои» потерпят. И многие терпят. Чем, кстати, должны вызывать сочувствие, а не подвергаться унижениям.
Что же касается долгов по зарплатам шахтерам, то не исключено, что сожаление Лукьянченко по вопросу донецкого донорства является очередной попыткой перевести недовольство и горняков, и других страдающих социальных групп Донецкой области с местной и центральной власти на остальную Украину. Западную, в частности. Вероятно, регионалы все еще видят в теме «Донбасс кормит всю страну» неизрасходованный политтехнологический потенциал, осуществляемый через манипуляции сознанием доведенных до отчаяния людей.