Победа на соревнованиях для многих украинских инвалидов единственная возможность хоть как-то поправить свое материальное положение
Прошло два месяца со дня завершения летних Паралимпийских игр в Лондоне, на которых украинские спортсмены показали блестящие результаты. По возвращении победителей в родные пенаты местные чиновники под прицелами телекамер с удовольствием вручали параолимпийцам грамоты и обещали оказать необходимую помощь. В некоторых областях Украины спортсменам действительно помогли. А где-то предпочли поскорее о них забыть.
Футболист без мяча
Когда кировоградец Виктор Зиновьев рассказывает о том, как встречал в аэропорту своего сына (а говорит он отрывисто, косноязычно и с несвойственной его натуре восторгом), думаешь: они оба заслужили эту счастливую минуту. Между прилетевшими из Лондона спортсменами и их родителями стояли автобусы. По сигналу автобусы разъехались, позволяя отцам и детям увидеть друг друга. Сын Виктора Евгений вернулся на родину серебряным призером. Параолимпийским призером. Именно последним обстоятельством можно объяснить то, что после первых восторгов внимание властей к судьбе Евгения иссякло.
Виктор в одиночку воспитывал сына, который родился парализованным, со спинномозговой грыжей, и до десятилетнего возраста семь раз ложился под нож. Зиновьевы живут в невысоком домике с маленькими смежными комнатами. То, что в доме давно нет женской руки, чувствуется с порога. У входных дверей прикреплен спасательный круг с надписью «Витя. ДМБ-1982». В одной комнате на стене развешены боевые награды покойного деда, в следующей уголок спортивных наград Евгения. Любопытно, что у параолимпийского футболиста дома не оказалось мяча в одиночку он его не гоняет, а на тренировки ребята приносят свой.
Жить здесь вдвоем еще терпимо, однако если Евгений решит жениться (а в декабре ему исполнится двадцать пять), для троих этот домик будет тесноват. Вдобавок ко всему сегодня дом объект судебной тяжбы. На запрос «Комментариев» в Кировоградской обладминистрации ответили, что все местные спортсмены чемпионы Параолимпиады-2012 проживают в надлежащих условиях (с родителями или в общежитии). «На данный момент вопрос о выделении финансовой помощи на улучшение социально-бытовых условий призерам XIV Параолимпийских игр рассматривается на уровне главы облгосадминистрации и будет решен до конца этого года», говорится в ответе ОГА.
«Отец пару раз ходил в администрацию, просил помощи с жильем. У нас по этому дому уже третий год идет суд. Сегодня мы живем, а завтра могут выгнать. Все говорят да-да-да, но ничего не происходит. Наобещали золотые горы, а после Олимпиады все замолкло», жалуется Зиновьев-младший.
Жили они небогато. Не было денег на гетры Евгений превращал в них отрезанные от футболки рукава. В 13 лет он впервые поехал на открытое первенство Украины по футболу среди больных ДЦП. Он тогда еще не планировал связывать свою дальнейшую жизнь со спортом. Во дворе возле его дома я с удивлением рассматриваю разбитую детскую куклу. Оказывается, она осталась с тех времен, когда Евгений окончил строительный техникум и работал торговым агентом, продавая игрушки. Футбол вернулся в его жизнь в
«У здоровых, наверное, никогда не будет столько огня в глазах и желания добиться чего-то. Когда ты выходишь на поле, ты забываешь, что у тебя какие-то дефекты в ногах, в руках или в голове», рассказывает Евгений о значимости спорта для параолимпийцев.
Миллионер из трущоб
О том, что спортсмен Руслан Катышев представляет Украину на Параолимпийских играх в Лондоне, можно было догадаться даже по его очкам: они были закрашены голубым и желтым. В Одессу он вернулся чемпионом: взял золото в прыжках в длину и бронзу в тройном прыжке. Вернулся в маленькую сырую квартиру в аварийном доме, где проживает с семьей уже десять лет. И не хотел бы находиться здесь еще десять.
История, которую рассказывает Катышев, это история хронического безденежья. Спортсмен и его супруга инвалиды по зрению, воспитывают двоих детей. Жена не работает, поэтому Руслан главный кормилец в семье. Когда начала обваливаться крыша, своих средств на ремонт не хватило, благо помогла бабушка из своих накоплений на похороны. Когда выдали деньги на подготовку к Параолимпиаде, Катышевы потратили их на установку душевой кабинки до этого приходилось купаться в лоханке. Ездить на спортивные сборы Руслану помогала его тренер из личных средств. Катышев объясняет, что Инваспорт компенсирует проезд, но в том случае, если спортсмен будет добираться в плацкартном вагоне. Слабовидящему сложно ехать в таких условиях. Наконец, утверждает спортсмен, после возвращения домой со сборов он традиционно теряет килограмм-другой на сборах он хоть может досыта поесть.
Все эти детали здесь важны потому, что за две лондонские медали Катышеву полагается из госбюджета премия в размере около миллиона гривен (приблизительно 130 тыс. долларов). На эти деньги в Одессе можно было бы купить хорошее жилье. Но Катышев опасается, что, если потратит выигрыш на покупку квартиры, однажды его семье снова будет не на что жить.
«А значит, придется сесть тренеру на шею и свесить ноги, а я этого не хочу», объясняет Катышев свою настойчивость в попытках добиться выделения квартиры. Но пока никаких гарантий он не получил. После триумфального возвращения из Лондона он слышал лишь туманные обещания.
На запрос «Комментариев» из управления по делам физкультуры и спорта Одесской ОГА ответили тоже безо всяких деталей: «Решается вопрос мэром Одессы относительно предоставления жилья параолимпийскому чемпиону». Вероятно, если бы по этому делу имелись какие-то конкретные планы и сроки, власти не преминули бы ими похвастаться. Также в ОГА сообщили, что на сессии облсовета в ноябре будет решен вопрос о премировании спортсмена и его тренера.
Спортом Руслан Катышев занимается с пятнадцати лет, а в следующем году ему исполнится тридцать. Сейчас он на пике своей спортивной карьеры. Местные власти не балуют вниманием параолимпийца, а какое внимание к чемпиону будет через несколько лет, если с другими крупными соревнованиями не сложится? К сожалению, ответ это вопрос слишком предсказуем.
«Параолимпийские игры не зрелищны», отвечает Катышев на вопрос, почему параолимпийцы обделены вниманием властей.
Так говорит спортсмен, который выступал в очках, закрашенных краской, и сумел победить с первой попытки. А после позировал, надкусывая медаль, которую не мог увидеть. Не зрелищны? Трудно согласиться.
Не второй сорт
У меня три высших образования, но не работает тело. Так почему вы нас оцениваете как второй сорт? упрек Татьяны Якибчук адресован не журналистам, а властям.
История с получением жилья параолимпийской чемпионки из Симферополя яркий пример того, что исполнения обещаний властей о решении жилищной проблемы можно ждать годами. И не дождаться никаких результатов, если не вынести конфликт в публичную плоскость.
В 2004 году крымчанка стала серебряным призером, а четыре года спустя выиграла золото на летних Параолимпийских играх по метанию диска. Якибчук инвалид первой группы. Передвигаться на костылях или инвалидной коляске по ее маленькой однокомнатной квартире со стандартным размером дверных проемов слишком трудно, поэтому приходится передвигаться ползком. После возвращения из Пекина в
За эти годы меня как девочку унижали. Было очень много унижения. Мне нужно было доказать, что я тоже человек и имею право на жизнь, рассказывает Якибчук.
В итоге она решилась поведать о своей проблеме журналистам. Когда конфликт перешел в публичную плоскость, вновь появились обещания местных властей предоставить спортсменке жилье в ближайший месяц-другой. Не так давно ей даже показали двухкомнатную квартиру в недостроенной многоэтажке, готовность которой составляет пока 60%. После того как дом сдадут в эксплуатацию, эту квартиру обещают выдать Якибчук, забрав взамен старое жилье. Спортсменка называет ее квартирой-мечтой, при этом добавляя, что мечты порой сбываются, а порой нет. Однако, показав недострой, Якибчук пока не показали документов, подтверждающих, что квартира перейдет ей.
«Я не инвалид. Просто я не знаю, каково это быть здоровой, каково это бегать. Я хочу жить, как все нормальные люди. Дайте мне такую возможность!», восклицает Якибчук.
На летних Олимпийских играх в этом году Украина заняла четырнадцатое место, а на Параолимпийских четвертое. «В чем секрет успешности наших параолимпийцев?» спрашивал я у тех, кто мог бы этим секретом владеть. Объяснений было несколько. Кто-то связывал это с сильной тренерской базой. Кто-то говорил, что в здоровом спорте, прежде чем тебя заметят и начнут заниматься всерьез, надо показать высокие результаты, тогда как в параолимпийском стараются помочь даже при изначально низких результатах. Но самым убедительным было объяснение, что победа на параолимпийских соревнованиях для многих украинских инвалидов единственная возможность не только заявить о себе, но и хоть как-то улучшить свое тяжелое материальное положение. Потому и на высокий результат наши параолимпийские спортсмены нацелены больше, чем представители более благополучных стран. Другое дело, что, даже добившись серьезных побед, с триумфом вернувшись домой, получив из рук губернатора или мэра грамоту и значок, уже завтра параолимпийские чемпионы могут вновь превратиться для властей в невидимок.