20 последних лет анархии нанесли Киеву не меньший урон, чем войны, оккупации и массовая советская застройка. Уничтожение или безликие реконструкции чудом сохранившихся старых домов окончательно превращают Город в невыразительное место без прошлого, лица, характера и стиля.
В самом сердце старых кварталов Киева то тут, то там зияют выбитыми окнами дореволюционные дома, с ажурными ржавыми балконами, еще кое-где уцелевшей лепниной, уютными эркерами. Но и в теперешнем своем состоянии, заброшенные, они выглядят породистыми красавцами на фоне низкорослых типовых уродцев, выросших в округе за годы поспешного строительства. Уродцы простоят еще долго, а дореволюционные здания гордость Киева намеренно превращают в «аварийные», чтобы потом окончательно добить и выстроить в хорошем месте ничем не примечательный «инвестиционный проект».
Большинство зданий уничтожаются бесследно. Некоторым везет больше накануне гибели они успевают попасть в кадр какого-нибудь художественного фильма и запомниться такими, какими были до сноса. Так было с Андреевским спуском, искореженным на глазах прохожих и сотрудников окрестных музеев. По-быстрому уничтоженные Ахметовым здания успели попасть в крупные планы «Белой Гвардии» с Хабенским, которую незадолго до катастрофы, как чувствовали, снимали в Киеве россияне.
Теперь дошел черед и до знаковых сталинских построек. После развала СССР ЦУМ на Крещатике слишком долго выглядел малоэтажным и морально устаревшим зданием, давно лишенным статуса украинского магазина номер один и товарного оазиса советской пустыни пустых полок. Центр города оставался без мекки покупателей из разных стран, где в одном месте, без лишней траты времени, можно было бы купить все самое лучшее «из Киева».
«Эста холдинг» подразделение финансовой империи Ахметова, занимающееся инвестициями в недвижимость, во вступительной статье к плану реконструкции ЦУМа уважительно назвал его «одной из немногих построек, переживших Великую Отечественную войну...», последние 20 лет в жизни которой стали «паузой в популярности центрального универмага». «Эста» пообещал, что в 2015 году в Киеве снова появится «неизменный атрибут каждой европейской столицы универмаг с многолетней историей, безукоризненной репутацией, широким ассортиментом, доступными ценами и образцовым обслуживанием, соответствующим современным тенденциями розничной торговли...». И рассказал, как именно собирается поступить с киевским ЦУМом.
Очень просто все снесут на хрен.
Кроме лестниц. Как сообщает ахметовская контора, «... наиболее характерные элементы интерьера ЦУМа, такие как мраморные лестницы, были разобраны и законсервированы для дальнейшего использования в интерьере реконструированного ЦУМа». В каком виде их собираются использовать не уточняется.
И кроме фасада, который снесут частично. Оставят довоенную часть и уничтожат послевоенную, в том числе характерную для восстановленного Крещатика бледно-желтую облицовку. С ее помощью архитекторы СССР пытались вписать ЦУМ в заново выстроенную после войны главную улицу Киева, чтобы все здания выглядели единым архитектурным ансамблем.
Омельченко уничтожил Майдан и его знаменитые фонтаны, превратив площадь в сооружение-времянку из детского пластмассового конструктора. Ющенко просто уничтожил один из домов Крещатика, который по его прихоти срыли с лица земли, до сих пор ничего не построив взамен. Теперь в том же духе поступает Ахметов, заменяя знаковое здание, нуждающееся в бережной и стильной реконструкции, очередным безликим куском пластмассы с фальшпанелью для отвода глаз.
Интерьер переделанного ЦУМа будет как две капли воды похож на кучу других торговых центров, появившихся за последние годы. Безыскусный хайтек с претензией на бионичность, стекло и стерильный футуристический open-air. Для городка в степях Монголии вне исторического контекста или Нового Уренгоя просто замечательно. Для постройки на месте квартала хрущевок или чешек, мириадами выросших в советском Киеве лучше не бывает. Но зачем превращать заметное историческое здание, на столичной центральной улице, а не в промышленном районе, в карточный домик, который внутри больше всего похож на зал ожидания международного аэропорта? И вообще, зачем все время строить на том месте, где уже построено гораздо раньше и, возможно, лучше?
Британское дизайнерское бюро Benoy, совместно с украинскими архитекторами разработавшее проект реконструкции ЦУМа, действительно известно немалым опытом проектировки торговых центров. Например, торгового городка Bullring в Бирмингеме, интегрированного в окружающие его улицы и здания. Интерьер современного центра с панорамными стенами отлично гармонирует с историческим золотисто-коричневым оттенком облицовки старинного собора.
Westfield London в западном Лондоне, по площади втрое больше будущего ЦУМа, построен рядом с насыщенной трассой, в развивающемся районе и не по соседству с Биг-Беном, поэтому архитекторы вполне имели право на вольности.
Внутренности будущего ЦУМа почему-то очень похожи на открытые пространства гонконгского мола APM, тяньцзиньского Riverside 66 и немножко шанхайской Plaza, созданных тем же бюро Benoy. Только явно удешевленные и символические, куда явно не вписываются «наиболее характерные элементы интерьера ЦУМа, такие как мраморные лестницы». Зачем вообще что-то консервировать, оставляя родной киевский фасад, если внутри виртуальная больница будущего: скучный белый цвет, холодное полупрозрачное стекло, необаятельные декоративные элементы под дерево? И полное отсутствие зелени внутри, наверное, по старой привычке, хотя в Европе и Азии в современных торгово-развлекательных центрах зеленые площадки и террасы уже давно считаются хорошим тоном и отдельным направлением в урбанистическом искусстве.
Проект не слишком понравился городу, и недавно стало известно, что «Эста» придется доработать план реконструкции ЦУМа с учетом рекомендаций Градостроительного совета и Консультационного совета при Главном управлении охраны культурного наследия. Предложение архитекторов по использованию стекла в верхней части здания для отделения фасада 1939 года от достроенных в конце
Но даже в улучшенном виде этот план не превратит бывший ЦУМ в киевский Harrods.