Суррогатное материнство – шанс или использование?

Я более чем равнодушен к новостям шоу-бизнеса, и тем более к личной жизни завсегдатаев «звездного Олимпа». Но моя хорошая знакомая сообщила, что некий господин Филипп Киркоров позволил себе заиметь второго суррогатного ребёнка, будучи холостым, — и спросила моё мнение о том, возможно ли это у нас?

Не мне обсуждать возможности данного господина, и тем более этическую сторону — это уже парафия тех, кто бдит мораль и нравственность. Однако, о подобных возможностях с точки зрения права, я поразмыслил. И вот что получается:

Есть основополагающее право на жизнь. Гражданский кодекс (соответственно, речь идёт об украинском законодательстве) предполагает, что «совершеннолетние женщина или мужчина имеют право по медицинским показаниям на проведение относительно них лечебных программ вспомогательных репродуктивных технологий согласно порядку и условиям, установленным законодательством» (с. 7 ст. 281 ГК).

Семейный кодекс уточняет, что:

«1. В случае рождения женой ребенка, зачатого в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, осуществленных по письменному согласию её мужа, он записывается отцом ребенка.

2. В случае перенесения в организм другой женщины эмбриона человека, зачатого супругами (мужчиной и женщиной) в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, родителями ребенка являются супруги.

3. Супруги признаются родителями ребенка, рожденного женой после перенесения в ее организм эмбриона человека, зачатого ее мужем и другой женщиной в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий» (ст. 123 СК).

Статья 48 Основ законодательства Украины о здравоохранении, где речь идёт об искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, гласит что «применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона осуществляется согласно условиям и порядку, установленным центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, по медицинским показаниям совершеннолетней женщины, с которой проводится такое действие, при условии наличия письменного согласия супругов, обеспечения анонимности донора и сохранения врачебной тайны». Следовательно, речь может идти о полноценной супружеской паре, где оба не против процедуры манипуляций с эмбрионом.

Есть даже Инструкция о порядке применения вспомогательных репродуктивных технологий, утверждённая приказом Министерства здравоохранения Украины от 23 декабря 2008 г. № 771, где суррогатное материнство регулируется ч. 7 данной инструкции. Но — по умолчанию речь идёт о семейных парах, которые не могут иметь детей. Более того, там же перечисляются случаи, при которых предполагается возможность суррогатного материнства — и все они исключительно медицинские.

В случае с господином Киркоровым нам не известно наверняка, как именно применялась репродуктивная технология, да и не стоит вторгаться в личную жизнь. Мы лишь можем предполагать, что мать ребёнка (уже не одного — значит, может быть не одна мать) не является супругой упомянутого господина (о «гражданском» браке речь вообще не идет). Предположительно, он холост. То есть, это не вынужденность семейной пары пойти на такой шаг, а просто личная инициатива «отца-одиночки». Следовательно, если речь не идёт об усыновлении (напомню, это когда мама и папа другие) и отцом действительно является сам господин Киркоров (дай Бог ему здоровья) — то возможно речь может идти о лишении прав матери на ребёнка. Вероятно добровольном. Но это — другая история, о ней ниже.

В этой истории репродуктивная технология могла состояться лишь в случае, когда упомянутый господин зачал ребёнка, минуя непосредственный контакт с будущей матерью. И всё.

Как следует из сообщений прессы, Киркоров заявил о своем отцовстве во всеуслышание, а вот имена матерей тщательно скрываются. Почему? Наверное потому, что матери добровольно отказались от своих прав на детей. Если бы это произошло в нашей стране, вмешалось бы украинское законодательство, которое гласит, что у ребенка должны быть оба родителя.

Украинское семейное законодательство закрепляет изначальное право биологической матери на ребёнка, а определение отца — как отчасти вторичное и по решению матери. То есть, отец ребёнка изначально не может «избавиться» от его матери, причем вне зависимости от семейного положения этих самых родителей.

Нам не известно, что записано в свидетельствах о рождении детей Киркорова. Лишение права матерей на своих детей, даже если они это делают добровольно и в соответствии с каким-либо договором, противоречит не только этике (к которой мы сейчас не обращаемся), но и законодательству Украины: добровольный отказ от материнских прав не предусмотрен в принципе, а «сделка, которая совершается родителями (усыновителями), не может противоречить правам и интересам их малолетних, несовершеннолетних или неработоспособных детей» (ч. 6 ст. 203 ГК).

Вот и получается, что в Украине Филиппу Киркорову не «светило» бы стать одиноким отцом суррогатного ребёнка на законных основаниях... Возможно, поэтому Киркоров обратился за помощью к гражданкам других государств... Хотя и эта версия сильно смахивает на очередную легенду «короля эстрады». Время покажет.