Украина не смогла подписать соглашение с Евросоюзом о совместном авиационном пространстве в заявленные сроки. В Госавиаслужбе объясняют, что работа над документом не прекращалась, но переговоры требуют больше времени. Сейчас главные разногласия сторон касаются сертификации украинских самолетов ЕС настаивает на том, чтобы делать это самостоятельно, но это невыгодно «Антонову», для которого оформление каждого типа самолетов обойдется в $40 млн в год.
Завершить ко 2 июля переговоры о заключении соглашения с ЕС о совместном авиационном пространстве, или так называемом «Открытом небе», президент Виктор Янукович поручил Кабинету министров еще 29 февраля (см. «Ъ» от 10 апреля). Совместное авиационное пространство (САП) позволит авиакомпаниям Украины и ЕС получить беспрепятственный доступ на маршруты между странами и внутри Украины. Сейчас эти отношения регулируются межправительственными соглашениями.
Однако украинские министерства и ведомства не уложились в заявленные сроки. В пресс-службе Госавиаслужбы (ГАА), ответственной в том числе за переговоры с ЕС и Еврокомиссией, «Ъ» рассказали, что сроки скорее всего будут перенесены. "Учитывая договоренности с европейской стороной, Мининфраструктуры просит президента продлить срок до 1 января 2013 года«, сообщили в министерстве. В пресс-службе Еврокомиссии (ЕК) на запрос «Ъ» вчера не ответили.
Украина готовилась к подписанию договора «Об открытом небе» с декабря 2007 года и провела пять раундов переговоров (последний в марте 2010 года). В начале 2011 года вице-премьер Борис Колесников сообщал, что соглашение может быть подписано в течение года. Но весной того же года его мнение резко изменилось: чиновник заявил, что это может произойти лишь в случае отмены ЕС визового режима для украинцев (см. «Ъ» от 18 марта 2011 года). В ЕК в свою очередь отметили, что эти вопросы не связаны между собой.
Реальным препятствием для подписания договора о САП является не визовый режим с Европой, а технические вопросы несоответствия систем сертификации самолетов в ЕС и Украине, отмечают в ГАА. Ключевым вопросом, на котором настаивает Украина, является допуск на рынок авиаперевозок и работ в рамках САП части парка сертифицированных в Украине воздушных судов украинской регистрации (разработки Украины и СССР).
Но в ЕК настаивают на том, чтобы, согласно Регламенту ЕС N216/2008, из украинского Госреестра гражданских воздушных судов были выведены все не сертифицированные Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) воздушные суда. Кроме того, Украина должна передать полномочия по сертификации авиатехники EASA. В ГАА возражают, что, согласно требованиям чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, Украина как разработчик и производитель авиатехники остается ответственной за поддержание летной годности десятков тысяч несертифицированных EASA воздушных судов и их компонентов, а потому не может пойти на такие условия.
Чтобы решить эту проблему, стороны провели ряд неофициальных встреч в
В ГАА говорят, что ожидают от ЕК проект текстов соглашения о САП и меморандума до конца июля. "Конкретная дата следующего раунда переговоров пока не согласована, но, по информации МИД, в ЕК считают, что он может быть проведен в Брюсселе в сентябре-октябре", сообщили в ГАА.
Украине не стоит спешить с подписанием этого соглашения, считает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. "САП будет губительно для украинских перевозчиков. Государство не может справиться с внутренней монополией на авиаперевозки, а защитить авиакомпании от европейских не сможет тем более", уверена эксперт.
Сейчас сертификат EASA есть только у Ан-26, отметил Дмитрий Кива. «Все остальные наши самолеты, в том числе «Руслан» и Ан-148, сейчас летают над Европой без этого сертификата. Претензий к ним нет«, отметил он. Господин Кива объясняет, что в «Антонове» не против сертифицировать и остальную технику, однако сейчас сертификация каждого типа самолетов обходится в $40 млн в год. "Это требования ЕС неприемлемо", отмечает он.