Могилев во главе Крыма как слон в посудной лавке: даже неосознанно может сотворить страшные вещи.
Межэтнический мир на полуострове штука хрупкая. В регионе большинство населения русские, четверть населения украинцы, а еще 13% вернувшиеся из депортации крымские татары. Их здесь относительное меньшинство, но именно их противостояние со славянским населением может принести региону ощутимые проблемы.
Причиной тому может стать не только нерешенность земельного вопроса, социальная неадаптированность репатриантов или радикальный ислам, который, чего доброго, распространится среди крымских татар, но и недалекость местных руководителей.
Ошибки Джарты
Вспомним начало 2010 года и приход команды нового премьера Крыма Василия Джарты. Чужой для полуострова представитель «макеевских» поначалу пытался рубить с плеча: наступал на местную элиту и не слишком церемонился с крымскими татарами. Не понимая национальной специфики региона, Василий Георгиевич чуть было не начал широкомасштабную кампанию необдуманного изгнания татар с их земельных «самозахватов». На фоне волны увольнений чиновников-представителей нацменшинств из местных органов власти ситуация накалялась, в крымскотатарской среде пошли волнения и протесты. Руководители Меджлиса крымскотатарского народа заговорили о возможных погромах крымских татар и выходе ситуации из-под контроля.
Но дров не успели наломать, Василий Джарты понял пагубность игр на межнациональной карте и сел за стол переговоров. Со временем напряжение спало, земельные вопросы начали решаться на уровне специальной комиссии, в которую в том числе вошли и руководители Меджлиса. Пошли подвижки и на религиозном фронте: власти Симферополя наконец-то решили проблему с выделением земли для Соборной мечети, чего безуспешно долгие годы добивались крымские татары.
Приход Могилева
Смерть Джарты и назначение премьером Крыма еще одного «макеевского» Анатолия Могилева стали настоящим холодным душем для крымских татар и всего полуострова. Если местным элитам просто пришлось терпеть очередного «чужого», то для татар это был откровенный плевок в лицо. Ведь история отношения крымских татар и Анатолия Могилева стара и печальна.
В начале
Меджлис сразу забил во все колокола Могилева назвали гестаповцем, были написаны жалобы Президенту Украины, в Совет Европы и ОБСЕ. В ответ на это в газете «Крымская правда» Анатолий Могилев опубликовал ряд материалов, в которых оправдал сталинские репрессии против крымских татар, их депортацию и уничтожение, назвав их пособниками Адольфа Гитлера и фашистов.
В декабре
Не стоит говорить о том шоке, который испытали крымские татары после выхода 8 ноября 2011 года Указа Президента Украины о назначении Анатолия Могилева на должность главы крымского Совмина.И конструктивной работы не получилось с самого начала. Созданная еще при Джарты земельная комиссия практически не работала при Могилеве ее эффективность свелась к нулю: из 13 тысяч человек в очереди на оформление земли участки узаконили лишь десятку людей.
Тяжело сказать, было ли это идеей крымской власти, но очень уж похоже, что именно руководство полуострова решило творчески подойти к национальной проблеме разделить и властвовать. 28 января 2012 года в Симферополе было создано альтернативное Меджлису объединение крымских татар «Крымскотатарский народный фронт».
Пошатнуть положение Мустафы Джемилева, Рефата Чубарова и Меджлиса в среде крымских татар не удалось, но началась еще большая радикализации населения. С 2012 года за оформление документации на недвижимость по всей стране начали брать около
Антитатарская истерия продолжается
Кроме кучи объективных проблем, которые просто не способен и не желает решить Анатолий Могилев, усугубляет ситуацию и его неумение держать язык за зубами в оценках этнонациональных процессов на полуострове. Не прошло и недели с момента, как главный коммунист страны Петр Симоненко в Верховной Раде назвал крымских татар пособниками Гитлера и поддержал их депортацию в Среднюю Азию, как волну подхватил Анатолий Могилев. Выступая перед журналистами, он обозвал крымских татар диаспорой в Крыму, а не коренными жителями.
Мотивы Симоненко делать подобные заявления понятны предвыборный пиар и работа с «красным» электоратом. Однако невозможно логически объяснить, зачем Анатолию Могилеву расшатывать межнациональный мир на вверенной территории. Но даже этого крымскому премьеру было мало: 18 мая власти запретили транслировать траурные мероприятия в годовщину депортации крымских татар на их же национальном телеканале. Не удивительно, что и почтить память репрессированных никто из высокопоставленных чиновников не пришел, за что позже пришлось извиняться уже министрам Азарова.
В свое время соратник Могилева по партии Василий Джарты сумел понять, что управлять сложным с этнической точки зрения регионом задача трудная, прямолинейные решения здесь не уместны. Для Могилева же, похоже, это высшая математика. А Киеву пока не до Крыма. Пока... Пока не полыхнет?