Пока ныне действующая украинская власть выискивала террористов по Василькову и распространяла параноидальные слухи о якобы готовящемся вооруженном восстании, он пришел. Он реальный терроризм, в наихудшем своем проявлении. Без политических требований, без вымогательства выкупа немой, безжалостный и безразличный.
27 раненых, в том числе 9 детей результат четырех взрывов, прозвучавших 27 апреля в центре Днепропетровска.
Хотелось бы ошибаться, но, судя по деталям событий 27 апреля в Днепропетровске, Украина наконец-таки столкнулась с тем, о чем уже в течении двух последних лет предупреждают социологи и журналисты с социальным терроризмом. За ним стоят не организованные группы, преследующие какие-то политические цели, а подрывники-одиночки, которых просто-напросто достала их беспросветно нищенская жизнь.
«Террор», который был до вчера
За годы независимости по статье «терроризм» суд рассматривал всего 10 или 18 дел в зависимости от того, чьей статистике верить. Первая цифра от СБУ, вторая из Генеральной прокуратуры. Обе цифры сказаны навскидку, без подъема документации. Все эти дела сложно сравнить с делами террористов Аль-Каиды, ИРА и даже басков. А некоторые из них вызывают откровенную улыбку.
К примеру, так называемое «дело грибников», которое, кстати, максимально подходит под классическое описание терроризма. В 1999 году отставные советские офицеры собирались, если верить материалам следствия, совершить в Украине переворот, введя в Киев танковую бригаду в сопровождении авиации, предварительно взорвав дамбу Киевской ГЭС и реакторы Чернобыльской АЭС.
Что касается антитеррористической деятельности нынешней власти, то она тоже не поражает воображение. Кроме, пожалуй, террористов-чеченцев, отловленных в Одессе, ничего не заслуживает пристального внимания. Да и те собирались совершать свое кровавое дело не в Украине, а за ее пределами.
В Украине же террористы оказывались либо алчными негодяями, взрывающими безлюдные здания с требованием выкупа, как в Макеевке 20 января 2011 года (требовали 2 млн. евро), либо молоденькими националистами, подрывающими памятники Ленину и Сталину.
Относительно последних спецслужбы устроили показательные процессы, перешерстив после подрыва памятника Сталину в Запорожье 31 декабря 2010 года практически всех членов правой организации «Тризуб» по всей Украине. А под эгидой якобы готовящего теракта на
Остальные дела, заведенные по статье терроризм, были либо банальными криминальными разборками, либо политическими. А иногда, просто неосмотрительным обращением со взрывчаткой.
А пока власть гонялась за своими идеологическими оппонентами, она совсем не обращала внимания на предпринимателей, которых с помощью налогового давления или рейдерства с использованием админресурса лишила бизнеса, на афганцев, чернобыльцев и еще кучку льготников, которых лишила госпомощи, и на обычных граждан, которых лишила надежды на правовое государство.
«Социальная температура в обществе выросла настолько, что возросла угроза социального терроризма», предупреждал еще в марте прошлого года директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Но лишь однажды Президент Украины Виктор Янукович на полном серьезе заявлял, что, как докладывают спецслужбы, в стране готовится вооруженное восстание, чем вызвал улыбки украинцев и породил множество анекдотов.
Да, на народное восстание люди, конечно, не решатся, во всяком случае не сразу, но бытовая безысходность, сопровождаемая, естественно, постоянным стрессом, а также нарастающий в обществе социальный пессимизм вполне могут расстроить человеческую психику. А если такой человек озлоблен на весь мир, да еще и умеет делать взрывчатку... получаем Днепропетровск.
Психопат с взрывчаткой
Четыре взрывных устройства, заложенные в людных местах, в
Вполне вероятно, что это не первый его теракт. В ноябре прошлого года кто-то взорвал бомбу в урне для мусора возле дома № 52 на улице Карла Маркса (оттуда несколько минут пешком до места закладки «адской машины», которая 27 апреля взорвалась первой). Тогда погиб случайный прохожий. Жертва финансовый директор местной коммунальной структуры, поэтому изначально правоохранители расследовали инцидент как заказное убийство. Однако впоследствии прокуратура, не разглашая подробности, объявила преступление терактом. Почерк очень похож: безоболочная дистанционно управляемая бомба в мусорнике в центре города.
Да и СБУ уже начала рассматривать сходство этих дел как одну из версий.
Вопрос только в том, почему по ноябрьскому взрыву следователи так и не довели дело до логического конца? Или тогда им этот теракт не показался серьезным? Возможно потому, что никаких требований преступник не выдвигал ни политических, ни материальных. А это в очередной раз указывает на то, что подрывнику они не интересны, ему все равно, он удовлетворяется содеянным.
Если же и в этот раз подрывник уйдет безнаказанным, согласно всем психологическим теориям, следующий теракт он совершит уже не через год, а максимум через полгода, и не на трамвайной остановке в областном центре, а, например, в столичном метро. Да и бомба должна быть побольше, а цель максимальное количество жертв.
Кроме того, у днепропетровского террориста могут появиться последователи, такие же психопаты-подрывники, скорее всего, доведенные до нестабильного психического состояния бытовыми и социальными проблемами.
P.S. Справедливости ради стоит отметить: 1. Ни Янукович, ни Азаров лично не сводят людей с ума. 2. Спившихся бывших военных и шахтеров-подрывников в нашей стране наберется как минимум сотня.