... Черныш лежал под деревом. Он лежал так уже несколько часов, сложив лапы. Его глаза безотрывно смотрели вверх на утреннюю оболонскую набережную и прохожих, которые, торопясь, сновали взад и вперед. Прохожих становилось все больше, и машин рядом с ними на дороге тоже. Но происходящее на набережной не сильно занимало пса. Черныш был мертв.
При жизни Черныш был беспризорником. Несмотря на то, что многие владельцы породистых собак считают своих питомцев единственно заслуживающими носить звание благородных псов, а дворняг величают «дворянами» исключительно с насмешкой, Черныш был исключительно благороден.
Большой пес был вожаком в дворовой стае, держался всегда аристократически гордо. Он и еду, которой его угощали, с достоинством принимал от тех, кто давал. И даже к присматривающей за ним даме, которая постоянно его прикармливала, относился так же: сопровождал ее в прогулках на реку, всегда с удовольствием слушал ее и принимал от нее еду. Но при этом от попыток доброжелательницы завести его в подъезд свободолюбивый четырехлапый идальго отказывался. Даже в сильнейшие морозы. И мерз в «тридцатиградусники» на улице. От этих морозов его лапы серьезно пострадали и были в крови. Пережив морозы и еще не успев за несколько теплых дней залечить раны на лапах, Черныш угодил в лапы куда более опасному противнику, чем холод отряду охотников за бродячими четвероногими. Здорового пса поймали на его «канонической территории» в леске возле реки и отправили на тот свет с помощью электрошокеров. Еще одна галочка в отчете по зачистке улиц городов, принимающих Евро-2012, от бродячих животных была поставлена.
Черныш присоединился к нескольким своим собратьям из дворовой стаи, отправившимся на тот свет немногим раньше него. Кто-то съел «что-то не то» на улице, кто-то просто пропал неведомо куда. Бродячие собаки не числятся в книгах строгой отчетности, их прибыль-убыль контролирует только матушка-природа...
Запоздавшее «гав»
Через пару недель после убийства Черныша европейские активисты по защите украинских бродячих животных при поддержке своих единомышленников в Украине попытались поднять волну бойкота Евро-2012. Это лишь очередное проявление многолетних попыток европейцев изменить отношение украинских власть имущих к уничтожению четвероногих без ПМЖ. Бриджит Бардо, к примеру, писала об этом еще предыдущему украинскому президенту. Не тому, который тезка нынешнего. А еще Леониду Кучме. Но с тех пор дело не сдвинулось с места. Поэтому в
В конце марта марши с такими же призывами прошли в городах Украины, а также в двенадцати европейских странах, России, Белоруссии и Казахстане. Организаторами маршей в Украине стали немецкие зоозащитники, украинское движение защиты животных «За Жизнь», а также Facebook-движение «Земляне».
Какой же эффект для бездомных животных накануне открытия Евро-2012 от таких маршей? Конечно, не нулевой активисты привлекли внимание общества к острой нерешенной проблеме. Но, к сожалению, значительным он не мог получиться, что называется, по определению. Поскольку упущен главный ресурс время. Профессиональные защитники «бродяжек» слишком поздно начали массово требовать от украинской власти fair play (честной игры девиз прошедших акций). «Игра» уже сделана тысячи бродячих собак «забиты к Евро».
Начинать бить в набат нужно было не 30 марта 2012 года, а пятью годами ранее 9 апреля
Однако украинская власть вместо того, чтобы тратить ресурсы на решение проблемы по-европейски, решила от проблемы избавиться в принципе. То есть, попросту избавиться от наличия бродячих собак и кошек на улицах украинских городов. По принципу: нет зверей нет проблемы. И за прошедшие пять лет в этом деле преуспела.
Конечно, сегодня защитники бродячих животных говорят о ситуации с уничтожением последних совершенно искренне. В чем желающие киевляне могли убедиться, пройдя с участниками марша от места начала акции в Парке Шевченко до Майдана. Жители других городов, где прошли подобные мероприятия, также имели возможность оценить чистоту намерений участников маршей.
Но главный вопрос сегодня даже не в том, насколько вовлечены участники массовых шествий в проблему спасения бродячих животных в нашей стране от истребления. А в том, какие формы реальной помощи еще оставшимся в живых бродячим собакам и кошкам необходимо реализовывать сейчас, за считанные недели до начала чемпионата. И которые будут востребованы еще долго после его окончания. Потому что Евро-2012 приедет и уедет, а отечественные бродяжки останутся с нами, на наших улицах. По этой причине на вопрос участников киевского шествия о том, являюсь ли я также участником их марша, я отвечал как Сартр о психоанализе: «Я критический попутчик».
По моему убеждению, качественно оформленные по всем европейским правилам прогулки с ухоженными собаками по улицам городов (яркие плакаты с надписями на английском, запуск черных шаров в воздух, призывы, что Украина должна быть цивилизованной страной и уважать права братьев наших меньших и т.д.) это вряд ли то, что действенно поможет беспризорным четвероногим.
Потому что в стороне от помощи бродячим животным осталось украинское общество в целом. И за оставшиеся до ЧЕ неполных два месяца разбудить общество активистам защиты бродяжек не удастся. Впрочем, и изначально было нереально, чтобы каждый украинец ежедневно засыпал каждый день с вопросом: «Что я сегодня сделал для помощи бесприютным собакам и кошкам?» Для этого есть, прежде всего, профессиональные защитники бездомных четвероногих, а также неравнодушные к проблеме люди.
А инициированные европейскими защитниками в Украине акции не смогут сами по себе решить огромную проблему уничтожения бездомных животных в нашей стране. Пройдут еще шествия, будут написаны еще письма, появится еще куча фактов уничтожения бродячих собак. Необходимо нынешнее хаотическое движение, в котором есть много здравых предложений, упорядочить и предоставить четкую программу решения проблемы. Ее не решить наскоком одним указом президента, призывом бойкотировать чемпионат, еще одним маршем. Не говоря уже о гипер-активности неравнодушных в социальных сетях.
Надо посмотреть правде в глаза ЧЕ не остановить призывами маленьких группок бойкотировать его. «Игра сделана» власть имущими и футбольными функционерами. Запущенный ими маховик с многомиллиардными оборотами давно и успешно крутится. И будет успешно крутиться и с 8 июня по 1 июля, несмотря на слабые призывы к бойкоту чемпионата. Важно другое: через два с половиной месяца Евро закончится, а бродячие животные на улицах украинских городов всех, а не только принимающих Евро, останутся. И нужно переформатировать решение их проблемы с уничтожения к давно опробованным в Европе гуманным методам.
Направления работы
Еще почти два года назад, в июне 2010 года, мы с главой Международного общества защиты животных «SOS» Тамарой Тарнавской провели общественную кампанию «Решение проблем бездомных животных к Евро-2012 по европейским стандартам». Обсуждались именно способы пересаживания европейского опыта на украинскую почву. Одним из мероприятий кампании стало открытое письмо экс-президента Кравчука Виктору Януковичу с призывом прекратить, наконец, уничтожение бродячих животных и перейти к широкому применению европейского опыта по помощи бродячим животным. Президент Янукович отреагировал на письмо молниеносно, в тот же день. И пообещал «способствовать тому, чтобы чиновники на местах четко соблюдали законодательство, которое предусматривает гуманное отношение к животным». Исходя из того, что убийства и отравления бродячих животных продолжаются, получается, что президентское содействие по какой-то причине прошло мимо огромного числа чиновников на местах...
Уже по следам этой кампании Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» в прошлом году обратился к нашей организации с просьбой о взаимодействии с европейскими чиновниками, готовыми в деталях передать их опыт решения проблемы с бродячими животными. Эти чиновники, в частности, из Польши выразили готовность передавать такой опыт. В Донецк согласились приехать начальник Отдела охраны животных из Бюро охраны окружающей среды Правительства Варшавы Эмилия Швондер и директор Варшавского муниципального приюта «Напалюху» Ванда Дейнарович. Что говорит о том, что европейцы-то готовы, что называется, по первому зову, передавать практический опыт обращения с бродячими животными у себя на родине.
Им необходимы и это вторая задача для украинцев профессиональные партнеры в Украине, которые будут готовы воспринять этот опыт и адаптировать его к украинским условиям. Таким партнером может стать постоянно работающий всеукраинский координационный центр по защите бродячих животных. В нем должны быть представители приютов для бродячих животных, политики, занимающиеся этой проблемой, юристы, бизнесмены, готовые оказывать финансовое содействие, представители ветклиник. Потому что сейчас европейцы, желающие оказать практическую помощь украинцам, часто оказываются в ситуации Киссинджера, не знавшего, как поговорить с Европой: «Кому надо позвонить в Украине?» Это будет также способом преодолеть взаимную неприязнь и недоверие, которое нередко существует между отечественными зоозащитными организациями, занимающимися одним делом.
Такой координационный, постоянно и системно работающий, центр необходим, поскольку лишь таким способом можно достичь реального прогресса в прекращении уничтожения беспризорных братьев наших меньших. Ничего подобного в Европе не создано, потому что в таких структурах там нет необходимости, проблема с бродячими животными решается благодаря совокупности эффективно работающих экономических, юридических, ментальных, общегосударственных и муниципальных норм жизни.
В наших же условиях помимо собственно такого центра жизненно необходимо эффективное политическое лобби. И для принятия необходимых правовых актов, и для того, чтобы добиться их выполнения на практике. В противном случае благими намерениями типа «способствовать тому, чтобы чиновники на местах четко соблюдали законодательство, которое предусматривает гуманное отношение к животным» по-прежнему будет выстлана дорога в собачий ад...
Апология «практики малых дел»
Во время киевской акции один из прохожих так прокомментировал своей спутнице происходящее: «И чего они кричат? Брали бы, да и забирали сами бездомных собак к себе домой». На примере собственного опыта (приютил восемь лет назад бродячую собаку, здравствующую и по сей день) могу сказать, что это, действительно, один из способов своими силами на деле помочь беспризорным братьям меньшим. К слову, автор письма Януковичу Леонид Кравчук также в свое время подобрал бездомную собаку. Правда, для того, чтобы украинцы активнее стали подбирать к себе домой таких животных, нужно еще очень много сделать. Так, необходима постоянная информационно-агитационная работа с населением вместо разовых красочно оформленных точечных акций. От которых, по большому счету, именно нашей, украинской власти с ее спецификой, ни жарко, ни холодно. Их принципы наглядны: даже если мертвая собака уже не лает, караван власть имущих все равно четко идет к своим целям.
К сожалению, удобный для начала системной работы шанс, связанный с проведением в нашей стране Евро-2012, упущен. Если бы такая работа началась в апреле
Общество должно получить прямо сегодня от тех, кто занимается спасением «бродяжек», конкретную программу действий. Именно конкретных действий, а не порции заявлений, требований, лозунгов и тому подобного. Пока не получило. И промедление здесь, действительно, смерти подобно. Смерти братьев наших меньших без постоянной прописки на украинской земле не адская, а вполне посюсторонняя машина по их истреблению работает ежедневно и без остановок.