Можно ли жить во Франции и Европе открытых всем ветрам? Николя Саркози вновь поднял этот важнейший для нашего общества вопрос.
«Запад поистине очарован одной глупой идеей: человечеству, которое переживает непростые времена, будет куда лучше без границ», иронизирует Режи Дебрей (Régis Debray) в предисловии к опубликованной в прошлом году небольшой, но умной книге «Слава границам» (Éloge des frontières, издательство Gallimard). Понятие границ настолько же старо, как и само человечество. Оно неразрывно связано с требованиями безопасности, формированием и сохранением самосознания. В то же время глобализация никак не препятствует увеличению числа границ, что вынуждает целые народы постоянно жить в близком к шизофрении состоянии. Сегодня в ООН в четыре раза больше стран, чем было полвека назад. Распад СССР и расчленение бывшей Югославии привели к появлению мириадов новых государств и стремительному дроблению суверенитета. Испанские баски и каталонцы говорят о независимости, фламандский национализм угрожает целостности Бельгии, Шотландия мечтает пуститься в самостоятельное плавание и т.д.
Проблема границ внезапно снова оказалась на поверхности в самый разгар французской избирательной кампании. Причем не только благодаря заявлениям кандидатов-евроскептиков. «Европа не может быть единственным регионом мира, который так слабо удерживает под контролем границы, так плохо защищает свои интересы, настолько игнорирует беспокойство своих граждан», заявил Николя Саркози в Вилльпенте 11 марта этого года. Отсюда следует и его предложение пересмотреть Шенгенские соглашения, чтобы тем самым повысить их эффективность. Потому что мы знаем, где проходят границы Франции, хотя таможенные посты на них уже практически исчезли. С границами самой Европы связано куда больше неясностей.
Череда постепенных расширений превратила Европейский Союз в некое мягкое и беспозвоночное образование, которое раздирают на части те, кто стремится к федерализму, и те, кто рассматривает ЕС как нечто вроде огромной зоны свободной торговли. Те, кто поддерживает вступление Турции (хотя оно и может внести еще больший разлад в политическое единство образования), и те, кто уверен, что Европа с ее историческими христианскими корнями, не должна расширяться на Ближний Восток.
Всем нам давно пора пересмотреть правила в сфере экономических связей, миграционных потоков, безопасности и социальной защиты. Граждане могут поддержать проект Европы, которая будет в состоянии защитить их, а не превращает собственные границы в решето. Без границ Европы попросту не существует.