Можно без преувеличения сказать, что с творчеством народного художника Украины Анатолия Василенко встречался каждый житель нашей
страны. В детстве, читая детские журналы «Малятко», «Барвинок», «Пионерию», мы с нетерпением ждали продолжения комиксов, которые на то время почти никто не рисовал. Да и не удивительно, ведь тогда комиксы считали буржуазным искусством.
Подрастая, мы вместе с ним смеялись над нашей жизнью в карикатурах «Перца», вместе с детьми смотрели диафильмы, нарисованные Анатолием Петровичем, читали иллюстрированные им приключенческие детские и взрослые книжки. И сегодня его работы на первых страницах популярных изданий. Вот я и захожу к нему в мастерскую, надеясь на интересную беседу и теплую комнату. На улице минус много.
Что-то у Вас в мастерской не теплее, чем на улице, удивленно оглядываюсь я.
Анатолий Петрович улыбается, согреваясь, потирает руки и предлагает подсесть поближе к его обогревателю.
Наши художники грустно шутят, что в этом году у нас, как в блокадном Ленинграде ни отопления, ни воды, периодически отключают электричество. Такое впервые за двадцать лет. В нашей мастерской работает достаточно много художников около 150 человек. Внизу скульпторы, выше графики, живописцы. И как не сложно, а работать надо. Очень руки мерзнут. Меня хоть обогреватель согревает, да еще и товарищи заходят на огонек отдохнуть, вдохновляют. Проблемно работать маслом замерзает, становится густым.
Еще если бы молодым был, то куда бы ни шло. А так годы уже берут свое, и хотелось бы иметь просто нормальные условия для работы. И главное, что эту ситуацию можно было бы решить положительно.
А с чем это связано?
Официально за долги. Хотя они были всегда, но такие проблемы обычно как-то решала верхушка Союза художников. Почему возникают долги? Потому что многие художники работают за границей, другие постарели и сейчас не ходят в свои мастерские. Но эту проблему можно было бы решить чисто административно, предложив тем, кто не хочет или не может платить, освободить помещение и передать их молодым творцам,
которые стоят на очереди. А не упираться в то, что у нас долг. У нас, у тех, кто работает здесь, долгов нет. Мы все платим, а выходит, что мы еще и виноваты.
И большая сумма долга?
Богатеньким «буратинам» на раз в ресторан сходить. Многие из нас уверены, что эта сумма предъявляется просто как повод, чтобы нас выселить, отобрать помещение. Мы можем лишь догадываться. Возможно, месторасположение мастерских на Печерске может кому-то очень «мусолить» глаза. И хотя дом далеко не идеальный, но и не такой старый. Поговаривают, что университет Поплавского тоже положил глаз на эту постройку.
А когда делали у вас последний раз ремонт?
Серьезный... я уже и не помню, а вот косметические делали; то крышу починят, то стены покрасят. Но вот весна на носу, все потечет. И замерзшие трубы также.
То, что происходит у нас, можно сравнить, кстати, с борьбой за помещение магазина «Сяйво», которое то отдавали владельцам, то не отдавали. Еще и книги из книжного магазина куда-то исчезли. Согласитесь это не что иное, как циничное игнорирование украинской культуры. Хоть и кричат кругом, что мы ищем таланты. А зачем кричат?
Вы имеете в виду ток-шоу?
И ток-шоу. Зачем искать, поднимать таланты, которые потом не знают, куда деваться. А таланты у нас есть, да еще какие! А работать, и жить нормально возможности не имеют. Вы посмотрите в художественных салонах ничего не покупают, потому что у людей нет денег. Есть, конечно, как сейчас говорят, раскрученные, модные художники, которые в фаворе. Тем еще куда ни шло. Но ведь большинству художников сейчас очень сложно.
О себе я не говорю. Мое творчество востребовано. Я художник-журналист, карикатурист, делаю иллюстрации к книгам. Работаю с изданиями «Корреспондент», «Киев-Пост», «Перец», «Сельские вести» и другими. Кроме того, я рисую станковые работы, темпера (это краски похожие на масляные только разводятся водой и быстро, за сутки, высыхают. Затем покрываются лаком авт.), акварель, шаржи. А недавно написал юмористическую повесть, которая уже опубликована. Сделал к ней иллюстрации.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о ней.
Честно говоря, я долгое время просто разбрасывался сюжетами. Они из меня просто перли. Как говорил некогда Зелинский (ныне покойный художественный редактор «Перца» авт.): «Кончайте дрыстать сюжетами». Сам же я активно не писал, хотя несколько юморесок и увидели свет в журналах «Ранок», «Вітчизна». Так что много моих сюжетов и задумок по молодости разошлись по друзьям и добрым знакомым. И остался
один, мой. Со временем он меня стал просто мучить.
Я уже видел буквально детализацию каждого раздела. И вот однажды сел-таки за письменный стол и стал писать свой первый юмористический роман. Называется он «Здесь был Вася». Главный герой участковый милиционер, который оказывается в аномальной зоне. Из-за этого с ним и случаются разные странные истории, которые пересекаются с современностью. Здесь и инопланетяне, и чупакабра, и путешествие в потусторонний мир в ад, где к власти пришли Сталин, Берия, Ежов. Что ж вы хотите аномальная зона.
Я вижу у Вас много политических карикатур, дружеских и не очень шаржей на политиков. Вот наша оппозиция, за которой мы все наблюдаем, кажется удивлена ситуацией, в которую попала. А я вспоминаю, как в 2009 году тот же Юрий Луценко на слушаниях о правах человека в системе МВД весело болтал с соседом-правозащитником и смеялся, а в это время участники мероприятия рассказывали об ужасных случаях и нарушениях прав человека. А теперь он удивляется отношению к себе. Не поэтому ли мы слышим сейчас лозунги типа «Держитесь!», которые то и дело слетают с уст соратников сегодняшних политических заключенных?
Я вот читал его интервью в «Сельских вестях», где он признает некоторую свою вину. Это уже приятно. Кстати, он меня когда-то наградил за карикатуры про правоохранителей (улыбается).
По Вашему мнению, какие основные ошибки были допущены «оранжевой» властью, где они недоработали, почему так грустно и тривиально все закинчилось?
Знаете, есть хорошее украинское слово «растринькали» все. Несерьезно подошли к колоссальному доверию народа. За 5 лет можно было рвануться вперед на 25 лет, а можно и провалиться. Что они успешно и сделали. Как по мне, то первый огромный провал Ющенко. Это всенародное горе для Украины. Если о Януковиче знали как об откровенном противнике, то Ющенко стоял за его спиной. Оттуда и ударил. Где-то я прочитал, что его сравнивают с полковником Носом, который впустил войска Меншикова и предал батуринцев. Так вот говорят, что Ющенко «нос» украинского масштаба.
Я рисую политические карикатуры в «Корреспонденте» с 2005 года. Могу сказать, что моя позиция совпадает с позицией этого издания процентов на 98. По карикатурам можно видеть, как ющенковцы постоянно отходили от того, что декларировали, как еженедельно сдавали свои позиции. Соответственно и моя симпатия тоже отдалялась от них.
«Мама, папа, поздравляйте! Меня туркам продали!»
Скажите, а были ли у Вас рисунки, которые брали с опаской?
Скорее, это я с опаской их давал. Ведь я не вижу реакции руководителей печатных изданий. Чаще всего приезжает ко мне водитель и забирает работы. А что, как... Интересно, что никто из должностных лиц никогда мне не звонил. Разве что однажды Кильчицкую зацепило. Но чисто как женщину. Ей не понравилось, что я рисую ее толстой и она пообещала мне передать свои параметры. Я воспринял критику и далее рисовал ее
более привлекательной.
А Черновецкого Вы рисовали?
Раз
А кто из политиков заказывал у Вас шаржи на себя, своих друзей или оппонентов?
Иван Сподаренко, ныне покойный главный редактор газеты «Сельские вести» заказывал дружеские шаржи на Луценко, Мороза, Кармазина, кажется, Омельченко. Я для него нарисовал до 10 шаржей, цветных. Кстати, Сподаренко достаточно положительно относился к моему творчеству, поощрял меня, поддерживал. «Сельские вести», к слову, и стали инициатором присвоения мне звания Народного художника Украины.
Хочу отдельно поговорить о Ваших котах. Я просто чувствую от них заряд положительных эмоций и уверен, что такие картины должны висеть в каждой квартире, особенно в детской комнате. На них смотришь и сам становишься добрее, а жизнь становится светлее... Когда Вы идете по улице и видите покинутых людьми животных, о чем думаете?
У меня есть знакомые вороны, которые ждут меня утром. Две возле школы, одна возле магазина, еще две возле мастерской. Я режу сардельку и даю им по кусочку. Людей рядом проходит много, но они приземляются передо мной и так лукаво смотрят. А раньше были коты, но их, видимо, переловили живодеры. Ибо и собак уже не стало. А раньше были в мастерской и кошки, и собаки. Как же без них. Мы их знали поименно: Кисточка, Барсик...
Правда, не только живодеры охотятся за животными. У одного нашего художника жили две кошечки, а когда тот умер, то другой его коллега куда-то снес их. Вот такие трагедии местного значения. Для меня они очень болезненны. Один котик всегда меня ждал, пришлось его домой забрать. Теперь у нас дома есть еще и толстый, ласковый Бакс. Он с подругой Милкой ежедневно встречают и провожают меня на работу, а на даче даже защищают территорию от чужих собак.
Недавно прогремел скандал по поводу уничтожения в Киеве животных. Не первый и, видимо, не последний. Что Вы думаете по этому поводу?
Это элементарный фашизм. Это нецивилизованно, дико и очень болезненно для нормального человека.
Как Вы оцениваете работу власти Киева, их методы лишить нас этих «назойливых» животных.
Идет, по моему мнению, элементарный дерибан денег. Главное для некоторых чиновников деньги, а не дело. Как говорится, гребут только под себя. У каждого свое Межигорье. И чем больше у такого денег тем выше забор. В некоторых местах буквально по тоннелям приходится ехать. Как можно жить за такими стенами?! А еще если забор металлический, а лето жаркое ну и припекает же там!
Читал, что раньше Европа давала нам средства на содержание и стерилизацию животных. А куда они пошли, вы и сами знаете. И лишь недавно в новостях показывали зарубежных волонтеров, которые приехали бесплатно стерилизовать наших бездомных животных. Неужели же нельзя обязать наши ветеринарные клиники хоть один день в месяц бесплатно это делать?!
* * *
Досье: Василенко Анатолий Петрович. Карикатурист, шаржист, иллюстратор, график, писатель.
Родился 7 ноября 1938 г. в селе Нижняя Ланна Карловского района Полтавской области.
В 1960 г. учился в училище керамики в Миргороде.
В 1961 г. училище прикладных искусств в Киеве.
С 1961 г. работает в журнале «Перец».
С 1977 г. заслуженный художник Украины.
С 2005 г. народный художник Украины.
Автор нескольких индивидуальных и коллективных экспозиций, лауреат национальных и международных премий.
* * *
Мастерские на Печерске мечта рейдера (фото автора):