Виктор Шестаков: Леонид Эдуардович, какие направления деятельности Вы видите приоритетными для Комитета и можно ли считать, что его работа будет более интенсивной, чем при ваших предшественниках?
Об этом можно будет говорить лишь через некоторое время работы Комитета, руководителем которого я стал 21 декабря. Тема межгосударственных связей для меня не нова. В Госдуме предыдущего созыва я занимал должность первого заместителя председателя Комитета по международным делам.
Мне интересно заниматься проблематикой СНГ и соотечественников, сейчас она стала ключевой во внешних вопросах, которые решает Российская Федерация в соответствии с основными приоритетами, принципами и направлениями внешнеполитической деятельности. Это вопросы правовой защиты наших соотечественников за рубежом, функционирования русского языка за пределами РФ, возвращения соотечественников на Родину, и многие другие, которые наиболее остро стоят именно на пространстве СНГ.
Основное же направление для нашего Комитета поддержка интеграционных процессов в рамках СНГ. Сейчас наши депутаты ведут усиленную работу по обеспечению законодательной базы для Евразийского Cоюза, запуск которого планируется в 2015 г. Также мы занимаемся совершенствованием тех интеграционных проектов, которые уже действуют. Это, например, Союзное государство, политический проект союза РФ и Беларуси, Единое экономическое пространство, которое начало функционировать с 1 января 2012 г., Таможенный союз. Пока эти проекты действуют в рамках РФ, Беларуси и Казахстана, но открыты и для новых членов. По сути, все они направлены на создание в будущем большой Евразийской конфедерации. Уже сформирован наднациональный орган Евразийская экономическая комиссия, которая начала работать с 1 февраля под руководством Виктора Христенко и коллегии из 9 представителей РФ, Белоруссии и Казахстана, по 3 от каждого государства. Механизм запущен и сейчас идет «притирка» нормативных документов государств-участников этой зоны. Проще говоря, задача нашей парламентской дипломатии привести законодательство государств к общему знаменателю. Мы придаем большое значение парламентскому измерению процесса интеграции.
Денис Татарченко: Какие плюсы от интеграционных процессов получают их участники, и каковы перспективы такого сотрудничества?
Мы уже имеем ряд положительных моментов. Во-первых, стоит отметить, что промышленность государств постсоветского пространства изначально создавалась как единый комплекс: например, химическая промышленность УССР зависела от газа, поставляемого из РСФСР; в то же время сельское хозяйство РСФСР зависело от удобрений, которые производили в УССР, и т.д. Это было нормально в одном государстве, но когда распался Советский Союз, многие взаимодополняющие предприятия оказались через границу друг от друга, и тогда у них возникли серьезные проблемы. Это коснулось всех бывших республик, в том числе и РФ. Так мы, например, потеряли сотни предприятий, производивших комплектующие для российских производств, и наоборот. Интеграция призвана убрать барьеры в движении сырья и товаров между нашими государствами. Например, для Украины вступление в Таможенный союз означает, что она будет потреблять газ по внутрироссийским ценам, что сразу снимет уйму «тормозов» для развития её промышленности. Это 8 млрд. долларов в год экономии для Украины! Естественно, это не выгодно для заинтересованных в спекуляциях на этой теме лиц...
Во-вторых, интеграция в рамках Единого экономического пространства, например, предусматривает унификацию таможенных тарифов, что будет означать беспрепятственное движение товаров общего потребления между государствами, а это означает только одно снижение потребительских цен.
В-третьих, мы уже наблюдаем значительные рост ВВП государств-участников этого процесса, существенно облегчается доставка товаров из Китая в Европу, наши собственные товары становятся более конкурентоспособными в этих условиях. Формирование общих внешних таможенных границ входящих в Евразийское экономическое сообщество государств, выработка единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка позволит существенно снизить кризисные риски в будущем.
Как я уже отметил, конечной целью этого процесса есть создание Евразийского Cоюза в 2015 г. Для этого необходимо унифицировать не только таможенные тарифы, но и технические регламенты, трудовое, миграционное законодательства, банковскую систему. Суммарная экономическая польза для всех государств-участников этой конфедерации оценивается более чем в 1 трлн. долларов в год. А это серьезный макроэкономический показатель.
В.Шестаков: Почему у Евразийской интеграции так много противников?
Потому, что мы никому не нужны сильными. Идет строительство однополярного мира. Естественно, меньше всего надо западу появление еще одного сильного полюса с реальной экономической независимостью и достаточной военной силой для недопущения повторения у нас наиболее печальных сценариев проявления «демократии», как то было в Ираке, Афганистане, Косово, Сирии. Единое экономическое пространство, которое заработает в полной мере с июля этого года, существенно укрепит позиции государств-участников на международном уровне. Без интеграции невозможно воплощение всего, что задумал Владимир Путин. Запад этого боится, поэтому и старается противодействовать через разных мелких политиков, плетет интриги.
Интеграция постсоветского пространства имеет не только экономические выгоды, но и вполне конкретную связующую роль сбор Русского Мира. Как за интеграцию могут выступать люди, положившие, можно сказать, лучшие годы своей жизни на дезинтеграцию, для того, чтобы эту цивилизацию разрушить?
Например, на Украине информационное поле сейчас пропитано деформированными образами России и искажением самой сути интеграционного замысла. Мне кажется, в этой ситуации было бы крайне важным усиление именно информационной составляющей, а также создание специального подкомитета для реализации задач, стоящих в этой сфере. В самое ближайшее время я готов инициировать парламентские слушания, на которых будет обсуждаться вопрос о необходимости создания единого евразийского новостного телеканала, об этом говорил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Причем такой телеканал должен вещать не только на территории «тройки» РФ, РБ и Казахстана, но и на всем пространстве СНГ. Люди должны знать, что им предлагают, ведь, по большому счету, главная цель Евразийской интеграции это повышение качества жизни населения наших государств.
Д.Татарченко: Какие направления работы с соотечественниками осуществляет Комитет? Возможна ли поддержка индивидуальных проектов организаций соотечественников?
Разумеется, необходимо поддерживать проекты, направленные на противостояние фальсификации истории, воспитание и поддержание чувства патриотизма, особенно в среде молодёжи.
Мы будем уделять больше внимания вопросам, связанным с возвращением соотечественников на историческую Родину.
Считаю, что в серьезной доработке нуждается Государственная Программа по содействию добровольному переселению соотечественников в РФ. Достаточно вспомнить, как отработала аналогичную программу Германия, их результат мы знаем. У российской программы много критиков, кто-то говорит, что она вообще провалилась, но на самом деле это не так. Программа призвана помочь в переезде людям, которые и так хотят переехать на территорию РФ. Она ни в коем случае не способствует «выманиванию соотечественников с важных для РФ территорий», в чем часто нас обвиняют. Согласитесь, сложно, даже за какие-то коврижки, заставить человека сорваться с насиженного места и куда-то переехать, если он сам того не хочет. Так уж получилось, что мы в РФ можем предложить немного более высокий уровень жизни, чем в некоторых государствах Европы и СНГ. Выбор всегда остается за людьми.
Что касается поддержки проектов организаций соотечественников в рамках нашего Комитета, то это вопрос многосложный и в, первую очередь, потому что наш Комитет может лишь поддержать проект, а реализовывать его необходимо будет уже с применением иных источников финансирования. Но если проект стоит того, на нашу поддержку соотечественники рассчитывать могут.
В.Шестаков: Что в работе Комитета для Вас является главным?
Вся работа важна. Необходимо усиливать работу с соотечественниками и расширить в этой сфере координацию с другими органами государственной власти. Но главный приоритет, наверное, то, о чём говорил Владимир Путин: способствовать развитию интеграционных процессов в Евразийском сообществе, способствовать структурированию взаимоотношений между государствами, прежде всего экономических, но также и в других сферах: гуманитарного, научного, оборонного сотрудничества.
В.Шестаков: Какую роль в Евразийской интеграции могут сыграть организации российских соотечественников?
Конечно же, это, прежде всего, информационная составляющая. Организации российских соотечественников могут оказать неоценимую помощь интеграционным процессам, если будут пропагандировать их, говорить о них во всеуслышание. Это важно, потому что, как я уже говорил, объективной информации о Евразийской интеграции на Украине очень мало и российские соотечественники через свои СМИ могут заполнить этот пробел. Украина часть евразийского пространства. И она, и её граждане, тем более российские соотечественники, живущие на территории государства, в этом деле очень важны.