Всплеск взаимных обвинений со стороны политических сил накануне выборов явление привычное, только вот в отношении Народной Партии очень тонкая грань между претензиями к партии в целом и к ее лидеру Владимиру Литвину в частности.
Хотя социология легко объясняет это явление: с именем Литвина народники набирают более 7%, без него – не дотягивают и до одного.
Правда, лидер фракции Народной Партии Игорь Еремеев уверен, что это поправимо, мол, партия только недавно сменила название. Но, похоже, электорат «аграрии» ставшие «народниками» менять не собираются: уже сейчас очевидна борьба СПУ и НП за селян, а их лидеров Мороза и Литвина – за будущее спикерское кресло. Хотя желание «присадить» нынешнего спикера есть не только у социалистов…
«Во фракции «Вперед, Украина!» значительная часть депутатов являются членами Народной Партии»
Игорь Миронович, недавно лидер Народной Партии Владимир Литвин сообщил журналистам, что продолжаются переговоры о создании избирательного блока НП с Республиканской партией, «Справедливостью» и партией «Вперед, Украина!». Как в таком случае понимать реакцию на это заявление лидера «Вперед, Украина!» Виктора Мусияки, который утверждает, что Литвин поспешил причислить их к своему блоку? Что произошло между вашими политическими силами, чем вызван такой негатив?
Я не вижу в этом контексте негатива. Речь идет о том, что лидер партии «Вперед, Украина!» высказал свою позицию относительно того, что он еще не является участником блока. Это я объясняю лишь одним - накануне выборов нервная система всех участников избирательной кампании очень напряженная. И когда было сказано, что ведуться переговоры, - а не все СМИ подали достоверную информацию, сказав, что переговоры закончились и уже приняты решения о формировании блока, - то понятно, что политическая сила, не имея окончательных договоренностей, поведет себя таким образом: мол, почему же вы нас причисляете, когда еще переговоры не закончились. Я считаю, что это формальная сторона, на которую не надо обращать внимания. Это лишь говорит о напряжении, которое существует накануне выборов.
Это правда, что лидер фракции партии «Вперед, Украина!» Игорь Шаров уже имеет партийный билет Народной Партии? И кто еще из народных депутатов этой фракции последовал его примеру?
Я не могу сказать, кто именно, потому что на сегодня членами Народной Партии являются почти 430 тысяч человек. К сожалению, я не могу знать всех поименно. Но Шаров действительно член Народной Партии.
То есть, внутри партии «Вперед, Украина!» есть две противоположные точки зрения относительно блокирования с Народной Партией?
Это говорит лишь об одном: очень много политических видений во фракции «Вперед, Украина!» и в Народной Партии совпадают, но сегодня политические силы ведут переговоры, и, возможно, по 10 позициям мы найдем согласованную позицию, а по одной – нет. В связи с этим и будет принято решение блокироваться или нет.
Да, действительно, во фракции «Вперед, Украина!» значительная часть депутатов являются членами Народной Партии. Но демократия предполагает переговоры, и мы не требуем сегодня с нами блокироваться, а предлагаем - кто хочет, пусть приходит.
Кого из политических сил мы точно не увидим в блоке Литвина?
Мы не увидим ни одной политической силы, которая стоит на неконструктивных позициях в Украине и разрушительна по своей сути для украинского общества. К сожалению, сегодня некоторые наши политические силы, которые являются лидерами в политике, больше работают на разрушение. И мне кажется, что Украина устала жить в состоянии постоянной революции и войны.
Сейчас ведутся переговоры о блокировании с НСНУ или этот вариант уже окончательно отброшен?
Я в таких переговорах участия не принимал. Думаю, на данный момент такие переговоры не ведутся.
Сейчас сложилась непростая ситуация на Закарпатье, где с давних пор длится конфликт между лидером областной организации Народной Партии Михаилом Ратушняком и руководителем закарпатской НСНУ Виктором Балогой. Даже недавно в погроме офиса НП в Межгорье обвинили «нашеукраинцев». Не перерастет ли этот конфликт в противостояние между НСНУ и Народной Партией?
Я не думаю, что это перерастет в конфликт политических сил. Но если лидеры НСНУ не поймут, что некоторые политики, находящиеся рядом с ними, каждый день их дискредитируют, и не освободятся от них, то в результате НСНУ утратит поддержку украинского народа. «Бомбить» офис той политической силы, которая фактически поддержала своей позицией «Нашу Украину» и дала возможность сделать революцию бескровной, только из-за того, что сегодня кому-то не нравится, что рейтинг Народной Партии растет…Такая позиция вызывает у меня и смех, и разочарование. Это означает, что на Майдане украинскому народу говорили неправду, что мы будем жить в другой, демократической стране.
«Мельниченко является преступником перед народом»
Уже стала очевидной тенденция будущих парламентских выборов: в этой кампании избирателю в основном будет предложено голосовать не за идеологию, а за личность, соответственно создаются именные блоки под известных политиков. В сторону Народной партии тоже звучат упреки в отсутствии идеологии. С чем вы пойдете к избирателю – будете убеждать конкретными пунктами программы или агитировать типа «голосуя за Народную Партию вы поддерживаете Владимира Литвина»?
У Народной Партии есть идеология, есть четкая позиция, которую мы отстаиваем. И если кому-то непонятно, то именно благодаря позиции лидера Владимира Михайловича Литвина и фракции Народной Партии во время выборов Президента не произошло кровопролития. А когда во власти был очередной кризис, Народная Партия первой поддержала создание правительства, чтобы не продолжать разрушение экономики. При этом мы не выдвигали ни одной претензии к формированию Кабмина. Наша позиция была в том, чтобы дать возможность правительству доработать бюджет ради стабильности экономики.
Кстати, проект бюджета еще находится в состоянии доработки, поэтому демарш Народной Партии по бюджету-2006 уже расценивают как своего рода пиар-ход с целью понравиться избирателю, в частности, сельскому электорату, так как ваша партия настаивала на увеличении финансирования именно аграрного сектора...
Абсолютно не согласен с такой постановкой вопроса и таким упрощенным видением вещей. Мы за два месяца до принятия бюджета предупредили о своей позиции. Мы действительно создали группу, которая работала с бюджетным комитетом, все предложения Народной Партии - не только по АПК, но и по промышленным предприятиям, по коммунальному хозяйству, по местным бюджетам - им учтены и будут направлены на рассмотрение правительства. Мы и в дальнейшем будем последовательно отстаивать эту позицию, если наши пожелания будут учтены правительством, то мы будем считать это своей победой. Если их не учтут, мы ни при каких обстоятельствах голосовать не будем, так как считаем, что такой бюджет будет разрушать государство, а мы не будем принимать участия в преступлении.
Увеличение финансирования аграрного сектора требует и Соцпартия, которая тоже грозится не голосовать за бюджет в случае невыполнения их требований. Не является это подтверждением того, что вы соревнуетесь за один электорат – за селян? Вы будете бороться с СПУ на этом электоральном поле?
Я не хочу говорить о том, какие заявления делали социалисты. Возможно, социалисты говорят и об электорате, но они и свиней приводили под Кабинет Министров, а при этом правительство с аграрным министром-социалистом предлагало законопроекты об интервенции мяса, его ввозе из-за границы. Я хотел бы понять, где настоящее лицо социалистов – там со свиньями под Кабмином или с законопроектом по интервенции?
Но сегодня понятно, что без нашей позиции бюджет «невидимый», как понятно и то, что к этому могут приписывать себя и другие политические силы... В конце концов, это их дело. Мы знаем, чего хотим и куда движемся.
Вы заявили, что социалисты в процессе избирательной кампании спекулируют на двух вопросах – политреформе и пленках Мельниченко. С какой целью в этот раз СПУ подняла тему пленок?
Если мы проанализируем выступления лидера Соцпартии с трибуны Верховной Рады, то это будут выступления или относительно пленок Мельниченко, или по конституционной реформе. Мы понимаем, что именно эта политическая сила уже вторично делает попытку на этих вопросах выстраивать свою избирательную кампанию.
Цель очевидна – привлечь внимание. Но у нас есть четкий вопрос: почему Социалистическая партия не поднимает проблему найти заказчиков кассетного скандала, тех, кто им манипулирует, кому было выгодно его инициировать и эксплуатировать? Если мы найдем ответы на эти вопросы, то мне кажется, что очень большому количеству правдолюбцев нужно будет нести уголовную ответственность за то, что была создана антиукраинская кампания, которая несет угрозу национальной безопасности государства, за то, что Мельниченко является преступником перед народом. Те политические силы, которые этим манипулируют, имеют не благие, а совсем другие корыстные цели – голоса избирателей.
Владимир Литвин планировал подать в суд на социалиста Николая Рудьковского за обвинение в якобы препятствовании проведения расследования убийства Георгия Гонгадзе. Он уже подал иск?
Не знаю, тем не менее, думаю, если до сих пор не подал, то подаст обязательно.
Не выльется ли этот конфликт в личное противостояние лидеров двух партий в связи с тем, что вступает в силу конституционная реформа, которая увеличивает политический вес председателя Верховной Рады, а Мороза и Литвина уже называются вероятными претендентами на пост спикера?
Если со стороны Социалистической партии это еще переходит и на личный конфликт такого уровня, то мне еще больше стыдно и неприятно об этом говорить или думать. Тогда какова цена этой политической силе?
А с вашей стороны процесс вокруг вопроса о «кассетном скандале» не перейдет в личный конфликт?
Если вы обратите внимание на последовательность действий, то вы поймете, что мы не вступаем в конфликты, не являемся конфликтной политической силой. Более того, могу вас уверить, что наша партия во время избирательной кампании не будет использовать компромат или грязные технологии.
А как вы относитесь к тому, что Николай Томенко недавно назвал Литвина «последним героем» Кучмы, который собирает в своем блоке «звезд бизнеса и политики кучмовской эпохи»?
То, что говорит Томенко, для меня не является авторитетным. За восемь месяцев я наслушался достаточно заявлений от господина Томенко, чтобы понять, что между ними нет связи с реальной жизнью.
В последнее время представители Украинской народной партии высказывали намерение подать в суд на Народную Партию за кражу названия. Уже есть такой иск в суде или все остается на уровне деклараций?
У меня возникает вопрос: партия уже почти год, как стала «народной», почему вначале не возникало этих заявлений? Понятно, что Украинская народная партия делает эти заявления накануне выборов. И это ничто иное, как фарс.
Мы неоднократно подчеркивали и на координационном совете у Президента, и с трибуны Верховной Рады о кадровой политике, проводимой в регионах. И очень часто при этом называли фамилии тех членов УНП, которые действительно видят себя губернаторами феодального строя и проводят политику в регионах под свою политическую силу, не понимая, что еще восемь месяцев назад, они декларировали развитие демократического общества в Украине. Поэтому такой выпад в сторону Народной Партии от УНП базируется лишь на том, что мы критикуем некоторых региональных лидеров, которые вообще дискредитируют понятие политика как человека государственного уровня.
Причиной неудач новой власти является кадровая политика и непрофессионализм. А профессионализм во многих случаях подменивается высокой степенью морализма, тем не менее, моралью людей не накормишь.
В таком случае Народная Партия будет инициировать снятие таких губернаторов и глав райгосадминистраций, или нет?
Мы постоянно об этом говорим, и Президент на последнем круглом столе с участием всех политических сил сказал, что услышал нас и будет проводить кадровые изменения. Если этого не произойдет, мы будем продолжать эту борьбу.
И все же, есть ли юридические основания для судебного разбирательства относительно названия «народная»?
Оснований нет никаких. Минюст зарегистрировал, еще год назад мы получили несколько разъяснений относительно названия «народная» из разных учреждений, поэтому такие заявления УНП являются чистым пиаром. С таким же успехом можно сказать, что Народно-демократическая партия украла название в УНП или другие партии, в названии которых есть слово «народная».
«Я не вижу в правительстве специалистов, которые бы могли пространственно посмотреть на проблему в ТЭК»
Вы входили в состав рабочей группы по вопросам функционирования нефтеперерабатывающего комплекса, которую возглавлял Александр Третьяков. Президент создал группу во время топливного кризиса. После увольнения Третьякова группа прекратила свою работу? Был ли какой-либо эффект от результатов ее деятельности?
Никаких результатов деятельности этой группы нет, как и результатов работы многих других комиссий или учреждений, которые создавались за последние восемь месяцев. Вся проблема современности в том, что мы имеем политиков, которые декларируют какие-то вещи, не понимая, куда нужно двигаться. На протяжении последних восьми месяцев мы слышали о необходимости строительства НПЗ в Одессе, Бродах, о прокладывании газопроводной трубы через Каспийское море...
Я могу сказать с уверенностью, что нам не нужны ни в Бродах завод, ни в Одессе, ни труба по дну Каспия. Все это нереально, у нас нет возможности это сделать. Такие идеи являются результатом непрофессионального подхода, а поскольку люди привыкли делать заявления, не думая, что за них надо отвечать, они и продолжают лишь заявлять.
Кого конкретно вы имеете в виду, Президента Украины, поддержавшего строительство НПЗ в Бродах, или кого-то другого?
Президенту Украины преподносят такое мнение специалисты по нефти и газу, которые сегодня называют себя большими менеджерами современности. Раньше это были премьер Тимошенко и вице-премьер Томенко.
Когда же Президент был на инвестиционном форуме во Львове, там представители НАК «Нефтегаз Украины» и Министерства топлива и энергетики снова подняли вопрос строительства НПЗ. А я считаю, что это нецелесообразно делать. Сегодня в Украине есть шесть нефтеперерабатывающих заводов, которые перерабатывают 18 млн. тонн нефти, а имеют возможность перерабатывать 36 млн. Нам еще нужны мощности для переработки нефти? С этим нет проблем, проблема – с сырьем и глубиной переработки. Тогда помогите, сделайте условия, не мешайте НПЗ делать реконструкцию и они сами углубят переработку, и мы будем иметь 36 млн. тонн. А мы создаем условия, при которых заводы закрываются, говорим о строительстве новых... Я это называю общенациональным психозом.
Вы заявляли о том, что сегодня Россия дважды зарабатывает на Украине тем, что экспортирует сюда не нефть, а готовые нефтепродукты. Как так произошло?
Это очевидно. То, что было сделано предыдущим Кабинетом Министров, привело к тому, что остановились три нефтеперерабатывающих предприятия. Сегодня российские нефтетрейдеры вдвое больше зарабатывают за счет того, что эта нефть уже не попадает на территорию Украины, а перерабатывается на их нефтеперерабатывающих заводах, и в виде готовых нефтепродуктов приходит на внутренний рынок. При этом россияне видят, что у нас нет альтернативы, и поднимают цену, существенно зарабатывая на этом.
Как вы считаете, нынешний состав правительства что-то уже делает в «топливном» направлении или ситуация в ТЭК не изменится?
Я этого еще не ощутил. И я не вижу, кто там может это сделать. Кабинет Министров не изменился, я его называю модернизованным старым, а не обновленным. Я не вижу там специалистов, которые бы могли пространственно посмотреть на эту проблему.
Вы являетесь акционером НПК «Галичина», сейчас идет речь о продаже 34% пакета акций этого предприятия, собственника которых не называют, но эксперты с большой достоверностью считают, что это «Приват», других просто нет...
Очевидно, других нет.
Вы будете покупать эти акции?
Решение целесообразности приобретения или не приобретения этого пакета акций принимает менеджмент предприятия, я не вмешиваюсь в этот процесс и действительно не знаю, что там происходит. Возможно, меня этот вопрос и интересует, но не настолько, чтобы я уделял этому внимание и тратил на это свое время.
Вы даже не интересовались результатами проверки «Галичины» относительно законности приватизации?
Это все политика. Когда произошли нападки на Народную Партию за законы по ВТО, соответствующим образом мы сделали адекватные заявления относительно нашей позиции…Потом внезапно появилось желание проверить НПК «Галичина».
Эксперты считают, что продажа пакета акций связанна с конфликтом между главой Фонда госимущества Валентиной Семенюк и руководством группы «Приват»...
Я не буду этого комментировать. Я могу говорить лишь о тех вещах, в которых я уверен.
Кстати, как вы относитесь к тому, что вас, как и братьев Ярославских, называют «кошельками» партии?
Я не предаю этому значения. Поддерживаю ли я нашу политическую силу? Очевидно, что да, раз я здесь нахожусь. И с того момента, как я начал платить партийные взносы, я стал «кошельком» партии, как и другие 430 тысяч моих однопартийцев.