«По поводу биометрических паспортов ко мне приходит масса писем с обращениями и заявлениями мирян. Если проследить историю проблемы, то и святейший патриарх Кирилл, и другие представители церкви давно поднимают этот вопрос на встречах с должностными лицами, ответственными за принятие решений в данной сфере. Церковь настаивает на исключительной добровольности в новых формах идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны государства», сообщил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.
По его словам, если столько лет верующие пользовались своими правами «по старой схеме», то почему бы и сейчас не сделать исключение, чтобы люди «не волновались, тем более что некоторые из них действительно связывают появление биометрических паспортов и с концом света и чего только не говорят». Митрополит предположил, что Президент Украины Виктор Янукович ветировал закон о документах, предусматривающий внедрение е-документов, именно по той причине, что они действительно могут «нарушить свободу верующего человека».
Стоит напомнить, что еще в феврале на архиерейском соборе Патриарх Кирилл в своем докладе коснулся к этой проблеме, заявив, что церковь с пониманием относится к позиции людей, нежелающих «подвергаться контролю», поэтому готов продолжить диалог с государством с целью добиться возможности иметь альтернативу электронным средствам контроля. Для того чтобы верующие могли пользоваться привычными способами для подтверждения своей личности при получении социальных благ и вообще при контактах с государством.
При этом, как мы уже сообщали, русская православная церковь (РПЦ) уже не раз подтверждала свою позицию насчет того, что сканирование сетчатки глаза и отпечатков пальцев в качестве сбора информации о человеке, необходимой для нового е-паспорта никакого отношения к вере не имеют.
Стоит также вспомнить и то, что еще в 2005 году Священным Синодом РПЦ было направлено Обращение к органам власти стран СНГ и Балтии. Причиной принятия обращения тогда стали действительно возникшие среди части верующих опасения, связанные с электронной идентификацией граждан и созданием и объединением электронных баз личных данных. Однако тогда духовенство официально признало внедрение биометрических документов как необходимость заботы об общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью и особенно терроризмом, не выявив «ничего греховного в самом факте учета граждан государством».
Ранее также Блаженнейший предстоятель Украинской православной церкви Владимир обращался с письмами на имя президента и председателя Верховной Рады, чтобы были учтены «чаянья людей, которые по своей вере не воспринимают такого отношения к ним», не выражая при этом отрицательного отношения к биометрическим документам. Поэтому с целью умерить негодование некоторых верующих церковь, впрочем, призвала лишь к одному оставить за ними право продолжать пользоваться привычными бумажными документами.
Тут сразу стоит подчеркнуть, что закон о документах изначально предусматривает добровольный переход на е-паспорта в первую очередь, с учетом интересов верующих (ст.11., п.1.: «Особам, які через свої релігійні переконання відмовляються від внесення інформації до безконтактного електронного носія інформації, що імплантований у відповідні бланки документів, оформлення і видача таких документів здійснюються у порядку, встановленому Кабінетом Міністрів України»). Об этом неоднократно публично заявлял один из соавторов закона, депутат от Партии регионов Валерий Коновалюк с целью донести до общественности, что наша страна пытается защитить себя и своих граждан от бед, преследуя лучшие традиции мира. А не наоборот поставить под угрозу все и всех.
Очевидно, что люди, которые сегодня действительно живут в страхе накануне внедрения в стране биометрических документов, просто дезинформированы откровенной заказухой, распространяемой заинтересованными в этом политическими группировками, лоббирующими свои коррупционные интересы.
Напомним, с начала сентября в Украине прошло несколько малочисленных акций протеста православных религиозных организаций, а точнее русских экстремистских организаций, против внедрения электронных паспортов, несмотря на задекларированный добровольный принцип их получения. Все они, как выяснилось позже, носили заказной характер. В числе декларируемых заявлений экстремистов «биометрические документы это что-то «от дьявола» и то, что «данные, содержащиеся в них, могут украсть и использовать в преступных целях», что наотрез опровергают эксперты.
Так, по словам экспертов, электронные документы придуманы, в первую очередь, для упрощения жизни обычным гражданам, для их надежной идентификации и для ускорения процесса обработки данных.
«Для того чтобы люди поняли, что биометрия не несет в себе абсолютно никакой угрозы в плане некого нерегулируемого считывания информации с электронного паспорта с целью установления над ними контроля и управления, я всегда привожу пример 1937 года: Сталин, МКВД, десятки миллионов жертв... и никаких технических цифр. Никаких чипов, никаких реестров это не помешало убить более тридцати миллионов своих граждан буквально за 2 года. Контроль в советском союзе был тотальный, без всяких технических средств. Так что, как говорил профессор Преображенский, «Разруха не в клозетах, а в головах», прокомментировал «Багнету» специалист в области биометрии.
По словам эксперта-религиоведа Тараса Борозенеца, в случае с протестами верующих стоит учитывать и тот факт, что такое отношение к новому виду документов не зависит от того, есть ли в этих документах коды и числа, и в значительной степени определяется стремлением не соучаствовать в глобализационных процессах, противостоять им: «У людей, стоящих на этих позициях, наблюдается радикальное неприятие западной цивилизации в принципе, от которой исходит инициатива введения биометрических паспортов. Для них альтернативой глобализации являются антизападные интеграционные проекты православного толка, например, идея возрождения православной империи или концепция Русского мира патриарха Кирилла. Что уже говорить про то, что многие спекулируют подобной информацией банально за деньги заинтересованных в этом лиц».