Сегодня в отношении Анатолия Матвиенко мы все еще говорим лидер УРП «Собор», ведь точку в его конфликте с однопартийцами поставит внеочередной съезд партии 22 октября
Его недавний эмоциональный выход из партии, вызванный тем, что однопартийцы, вопреки призыву своего лидера, таки не голосовали за нового премьера Юрия Еханурова, а остались солидарны с Блоком Юлии Тимошенко, сменился желанием вернуться в партию. Его снова приняли, но не все. Центральный провод УРП «Собор» настаивает на блокировании с БЮТ на предстоящих выборах, и, похоже, места для бунтующег Матвиенко там нет. Ведь на днях во Львове, руководитель секретариата тимошенковской «Батькивщины» Ярослав Федорчук заявил, что блокирование с УРП «Собор» возможно только при условии, что Анатолий Матвиенко покинет партию. Хотя до сих пор представители БЮТ всячески убеждали, что в конфликт «Собора» не вмешиваются.
А в это время Матвиенко путешествует по городам, дабы встретиться с собратьями-«соборовцами», поговорить по-человечески и понять, что творится в партии.
Анатолий Сергеевич, вопрос о вашем пребывании на посту председателя УРП «Собор» уже дело решенное или окончательное решение 22 октября примет съезд?
Как это?.. Еще будет съезд! Я по собственной инициативе и в соответствии с Уставом обратился ко всем членам центрального правления, чтобы созвать внеочередной съезд, и предложил порядок дня такой: о председателе партии, о центральных органах партии и о внесении изменений в Устав. Это мое желание, поскольку противоречия сегодня в центральном органе УРП, которым является центральный провод, являются принципиальными. Пусть съезд решает, какую линию вести, кого под эту линию выбрать. Вот почему вопрос о председателе не решен.
Какие настроения сегодня преобладают в партии? На Совете в Харькове обсуждалось именно это?
На Совете мы обсуждали совсем другое, а какой плохой Матвиенко, - это мои оппоненты ездят по Украине, рассказывают. Я говорю, да не надо на это тратить время, поскольку это не корректно - нужно обсуждать не личности, а позиции. На мой взгляд, УРП «Собор» очень успешно выполнила свою миссию. Как бы ни радовались оппоненты неудачам нового правительства и Президента, я считаю, что это втрое лучше, чем то, что нас могло ожидать. Еще не осень, и мы это обязательно докажем. Общество еще болеет в результате того кучмизма, которое хотели сохранить, и вмиг оно не меняется. А списывать все на новую власть нельзя, хотя она наделала очень много ошибок. Но я не разочарован.
Я считаю, что нужно не забывать о своей ответственности перед обществом. Я агитировал за этого Президента. И несу ответственность, и буду делать все, чтобы этот Президент был эффективным. И я свое сделаю!.. Поэтому сегодня в партии главный вопрос: или мы помогаем Президенту всеми доступными методами, включая публичные выступления, разговоры, формирование общественного мнения – или его расстреливаем. Я считаю, что если топтать Президента, пострадают все – и его сторонники, и противники.
Но где же быть «Собору»?
Вообще это нормальная дискуссия в партии. Одна часть партийцев говорит: «При любых условиях – с Юлией Тимошенко!». Вот прям-таки при любых условиях! А я говорю: не исключаю, что да, с Юлией Владимировной. Но тогда надо сидеть и договариваться, на каких условиях, как это сохраняет и развивает нашу партию, а не ассимилировать УРП в «Батькивщину». Или нужно сегодня уже принять решение об объединении с «Батькивщиной» в одну партию – тогда это будет честно.
Но есть и альтернатива: я считаю, что можно думать о «третьей силе», поскольку и в Юле, и в Ющенко сегодня люди разочарованы. И отдавать этот электорат, ну… далеко не патриотическим силам, неправильно. Вот такой вариант не исключаю. Партия, которая имеет альтернативу, имеет цену. Конечно, если это только конъюнктурно, то ничего не стоит. Вот моя позиция. А позиция моих оппонентов – безальтернативная. К сожалению, другая сторона считает, что только подумать так - значит поставить под сомнение преданность нашу Юлии Владимировне! Она обидится и даст нам на два депутата меньше!
Но если съезд решит, что вы не руководитель и не член партии, что будете делать?
Знаете, я говорил сегодня однопартийцам, что нужно обсуждать простые вещи. Посмотрите (
показывает на искусственный букет цветов в напольной вазе. – Ред.), какое оно – зеленое или салатовое? И обсуждаем. А настоящее оно или муляжное, нас вроде и не интересует, а должно интересовать. Вот и я прошу партию: давайте обсуждать вещи глубокие. Я не хочу примитивно дискутировать, а меня сегодня втягивают в дискуссию – я член партии или нет? Давайте лучше обсуждать мотивы моего поведения. Вот, например, правильно ли то, что украинская власть в моем лице ушла из Крыма?
Так правильно или нет?
Думаю, это большая потеря. Не для меня, я уже был на этом уровне, был губернатором, это, по сути, то же самое. Но я уверен, что специфика Крыма - надуманная проблема – для воровства, коррупции и спекуляции. И из анклава, в который превратили Крым эти спекулянты, его надо превращать в мощный регион, интегрированный в Украину. Я пытался развернуть в этом направлении Крым – и за это поплатился. Против меня восстало все, что только может восстать. И когда партия меня не поняла, когда во имя этого надо было пойти на компромисс, партия сказала: нет! Я считаю, это было предательство национальных интересов. Партия предала не только Крым, но и меня как лидера. Это мое личное мнение. И мое сегодняшнее отчаяние вам непонятно, поскольку вы не были в моей шкуре.
Главное, чтобы оно было понятным вашим однопартийцам…
Да, большинству членов партии оно тоже непонятно. Я попросил прощения у них за это мое отчаяние. Это не слабость - это безысходность. Так вот я был в таком морально-психологическом состоянии... Я пришел на Центральный Совет. Большинством голосов – 39 «за», 9 «против» - мне предложили отозвать свое заявление. Я его отозвал. И ни у кого это не вызвало вопросов, ни в суде, ни в КРУ, – кроме группы политиков, которой не понравилось, что УРП может стать сильной. Надо размыть ее, рассорить. А потом просто пользоваться раскрученным брэндом… Я очень люблю своего друга Сашу Коротко, и сегодня его цитировал: «По течению мертвая и живая рыба плывут с одинаковой скоростью»… Я такого не хочу. Партия – это когда есть идея и тяжелый каторжный труд, когда есть понимание своей миссии. Если наша миссия была в БЮТе очень ответственной, и мы ее выполнили, чему я рад, то сегодня у нас другая миссия. А если мне говорят, мол, зачем нам эта вершина? Лучше садимся на санки и катимся. Мы заслуженные люди, есть места в парламенте, отдыхаем! Так тогда сказать надо, что мы партию продаем во имя отдыха этих пяти или семи депутатов в местных советах или ВР.
Но тогда почему так получилось, что антикоррупционный лозунг не поднял крымчан, которые страдают от коррупции, и они объединились против вас?
Кто? Крымчане?! Вы заблуждаетесь. Это воровское начало Крыма объединилось, но крымчане – нет. И на площади я никого никогда не звал и не буду звать. И потом, я не говорю, что был там в доску свой. Я не имею никаких иллюзий: поменять сознание людей за 5 месяцев …Надо быть полоумным, чтобы к этому стремиться. Я не считаю себя таким.
Но мы поменяли вектор, мы хотя бы его сдвинули в направлении от строительства коррупционного анклава к пониманию того, что мощная интеграция Крыма в Украину – это и есть его будущее. Создали Совет инвесторов (крупных, каждый со 100 млн. долларов), и начали работать прозрачно. И тогда воровская бизнесовая рать показала волчьи аппетиты и жабячьи желудки, они поняли, что это для них не конкурентно…
Я подал Закон «Об особом статусе земель прибрежной зоны в Крыму». И тогда местная власть против меня восстала, потому что лишалась роскошной жизни, которая наполняла карман: сотка земли, без торгов, тут стоит 15 тыс. долларов! А ее раздают гектарами!
Вы можете привести хотя бы один пример к этим обвинениям?
Вот я вам покажу. (Достает бумаги). Я не против «Гольф-сити», я сам туда заводил инвестиции в 9 млрд. долларов на 20 лет. Но посмотрите, кто в том проекте: вот море, вот земля, бесплатно раздали по два гектара. И кто ж сидит в этих гектарах? Родня начальника Сакского районного отдела земельных ресурсов, - просто табунами! Дальше, экс-председатель Сакской районной госадминистрации, его родня, работающая в УБОПе, затем сын прокурора Сакского района, затем представитель Президента Украины в Республике Крым, затем начальники отдела юстиции Сакского района – и нынешний, и тот, что был; начальник госинспекции по контролю за использованием земли; судья Сакского района; начальник отдела СБУ; сотрудник райотдела милиции; председатель Сакского райсовета. Начальник УВД «крышует» один клан, а прокурор - другой. Все-все «крышуется». И когда правоохранительные органы возглавили поход против меня, и когда некоторые народные депутаты приезжают в Крым и говорят, что «надо его снимать», мол, он тут в Верховном Совете не нужен – так вот это атмосфера! Когда я вернулся, я сделал заявление о коррупционном перевороте, будучи уверенным в своей победе. Уже в понедельник ко мне пришло больше половины депутатов ВС Крыма с повинной, что они не то имели в виду…
…Президент сделал все, о чем я его просил, ну, все. В какой-то мере судьба Порошенко и Третьякова зависела от Крыма, о чем я ему и сказал. И когда он повернул силовые структуры к наведению порядка – а я в партии договорился, что мы можем при таких условиях поддержать Еханурова – то оказалось, что для многих депутатов царит в партии безвластие. И я морально сломался. Я понял, что выгляжу просто человеком, с которым нельзя договариваться. И раз я никто в партии, то, как могу просить о чем-то Президента?! Это мой моральный срыв, моя трагедия...
Вот вы говорили об ошибках, это ошибки новой власти в целом или Президента в частности?
Ошибка в главном. Управлять страной – это не значит быть нравственно ответственным за ту команду, которая помогала тебе прийти к власти. Тут Ющенко должен себя изменить коренным образом. Вот я ему говорил: «Смотри, что ты вообще сделал в Крыму. Ты социалистам подарил МВД, ты бандитам подарил прокуратуру, СБУ отдал «Батькивщине». У тебя нет силовых структур, нет информации. Ты просто голый». Нельзя так править страной, раздаривать все. Я понимаю, за этим нравственные начала, но это не должно быть президентской позицией. Вот, к примеру, нас двадцать человек, и я вам говорю: «Идем в бой! Скинем Шумилкина (мэр Харькова – Ред.), возьмем власть!» Вы говорите: «Ура! Мы все готовы!». Побежали. Скинули. Потом сели, и вы говорите мне: «А теперь дай нам должности». По моральным соображениям я должен дать вам все, что вы захотите. А по президентским – то, что вы заслуживаете, то, что вы сможете «потянуть». Вот это надо было делать Ющенко. Но сделано не было, и так «шугануло» Украину, что сегодня мы все чешемся. Но я думаю, что, наконец, наступает прозрение. И я сделаю все, чтобы оно было эффективным. И не надо аплодировать тем, кто шел против силы народной. Это камикадзе или безумные…