Донецку посвящается. Регион без центра. Регион-периферия

Третьему имени шахтерской столицы недавно исполнилось 50 лет. 9 ноября 1961 года Президиум Верховного Совета УССР переименовал Сталинскую область в Донецкую область, а город Сталино — в город Донецк. Данное решение стало неизбежным следствием советской политики официальной десталинизации, которая достигла своего пика в 1961 году. До 1923 года Донецк назывался Юзовкой в честь уэльского предпринимателя Джона Хьюза, который в 1869 году начал здесь строительство металлургического завода с рабочим поселком. Именно 1869-й принято считать годом основания города Донецка. 50-летняя годовщина названия Донецка – хороший повод поразмыслить над тем, в какой мере применима к донецкому региону классическая модель «центр-периферия». С точки зрения данной модели, центр – это очаг технологических и социальных достижений, а периферия – это источник ресурсов и потребитель достижений центра. Центр объединяет вокруг себя периферию подобно веретену, на которое наматывается нить. Но в донецком случае речь больше идет не о гвозде с нитью, а об одноразовой клейкой ленте для ловли мух. И виноваты в этом, как всегда, и исторические обстоятельства, и все те, кто правил донецким краем на протяжении его истории. В общественно-культурном и социально-психологическом отношениях в донецком крае нет деления на центр и периферию. Есть периферия и… периферия. Или скажем так: существует «псевдоэлитарная периферия» (Донецк) и «провинциальная периферия» (Донецкая область). Подобная логика применима и к самому городу Донецку: в социально-психологическом плане «центр города» мало чем отличается от «городской периферии». Я не берусь судить, хорошо это или плохо. Вполне вероятно, что вышеуказанные выводы относятся не только к донецкому краю, но и ко многим другим подобным регионам Украины, постсоветского пространства и остального мира. А теперь попытаемся понять, почему Донецкая область и город Донецк не делится в общественно-культурном и социально-психологическом контексте на центр и периферию. Донецкая область: периферия без центра Административно-географический и политико-экономический статус Донецка не соответствует роли регионального ядра технологической культуры и гуманитарных достижений. Донецк, как и вся Донецкая область, - это источник ресурсов, что, как мы указали выше, выступает признаком периферийности. Советский культурно-генетический фактор. Донецкая область была образована в 1932 году путем слияния 5 округов УССР (Артемовский, Луганский, Мариупольский, Сталинский, Старобешевский). А в 1938 году область разделили на Сталинскую (Донецкую) и Ворошиловградскую (Луганскую). В советское время донецкий регион изначально формировался в духе одной большой периферии, где монопольно царил провинциально-промышленный тип культуры. В гуманитарном и технологическом отношении Донецк из всего Донбасса чем-то существенным не выделялся. Донецк растворялся в едином советском образе «Донецкого Края» – края шахтерской славы. Поскольку шахтеры считались элитой рабочего класса, Донецку – как областному центру – приходилось выступать лишь «главным хранителем» «элитарной» культуры региона, которая выражалась в бытии тех, кто добывает ресурсы, то есть мы снова говорим о признаках периферийности. Нынешний административно-политический уклад. Нужно заметить, что административно-политическая власть донецкого центра сегодня сосредоточена в руках выходцев из периферии. Следовательно, культура местной власти строится на периферийном мировоззрении. Но! Провинциальная культура может выражаться по-разному. С одной стороны, это может быть стремлением к сохранению духовности, традиций и человечности в мышлении (вспомните толстовские рассуждения о провинциальном «содержании» и столичной «форме»); а с другой – это может быть стихийной страстью к славе, богатству и самоутверждению за счет других людей. К сожалению, относительно нынешней донецкой власти нам приходиться говорить именно об алчных проявлениях провинциальной натуры. Да ведь и сегодняшняя украинская власть – это власть «донецких», которые осознанно или неумышленно пытаются сделать из Украины один большой Донбасс, где роль центра будет выполнять «донецкий Киев». А сам Донецк в этой схеме будет выступать в роли полупериферии и источника административно-политических кадров. Элитарная и массовая культура региона. Проведем аналогии между моделями «центр — периферия» и «элитарная культура — массовая культура». В этом плане региональный центр – это не только очаг распространения массовой культуры (мода), но ещё и хранитель завоеваний элитарной культуры (высокое искусство, научные достижения и пр.), а таковых в активе Донецка практически нет по ряду причин. Во-первых, здесь все ещё оказывает влияние советское эхо с его «элитарно-пролетарским» образом угольного Донбасса. Во-вторых, в современном Донбассе наблюдается тотальная монополия низких форм массовой культуры (диктатура дешевой попсы). В-третьих, в сегодняшнем Донецке, по сути, отсутствуют очаги элитарно-духовной культуры. Все это заменяется материальным пониманием элитарности. Недаром, в 2009 году, согласно опросу еженедельника «Комментарии», самым влиятельным человеком Донецкой области был назван Ринат Ахметов, в то время как самым влиятельным человеком во Львовской области стал уже бывший глава Украинской Греко-Католической церкви Любомир Гузар. Донецк: город без центра В историческом контексте Донбасс – это регион градообразующих заводов и шахт. Таким градообразующим промышленным объектом для Донецка в 1869 году стал металлургический завод, вокруг которого отстраивался рабочий поселок. Сегодня центральная точка Донецка – это площадь Ленина, которая во времена Юзовки была окраиной (!) города. Видимо, данный факт оказал какое-то культурно-генетическое влияние на то, что сегодня на площади Ленина не чувствуется дух центра города. Именно дух, который не всегда можно создать, всего лишь модернизировав архитектуру окружающих зданий. В целом, люди, живущие сегодня в центре Донецка, в социально-психологическом плане особо ничем не отличаются от жителей других районов города. Да, у «центральных» больше понтов и пафоса, но, как мы уже подчеркивали, к элитарности это не относится. В свою очередь, жители других районов Донецка, попадая в центр города, свое поведение особо не меняют, потому что на них не давит все тот же «дух центра». Просто по причине его отсутствия.