Правительство США сняло гриф секретности с прогнозов будущего планеты на 2020 г., подготовленных аналитиками ЦРУ. Как полагают американские стратеги, мир ждет один из четырех сценариев развития.
Первый получил название "Давосский мир". Процессы глобализации успешно продолжаются, но при этом финансовый центр мира смещается из Европы в Азию. Темпы роста экономик Индии и Китая давно превысили европейские показатели и вплотную приблизились к американским. Международный бизнес устремился на обширные потребительские рынки этих стран. Будучи самыми населенными странами планеты, они перестали экспортировать рабочую силу, предпочитая направлять ресурсы на развитие собственных мощностей. Они также преуспели в освоении наукоемких технологий, увеличили свое политическое влияние как в регионе, так и во всем мире. Их военная мощь вызывает нешуточное беспокойство соседей (в особенности, Японии), и даже США начинают потихоньку тревожиться, передает
Utro.ru.
Россия по-прежнему выступает одним из крупнейших поставщиков нефти и газа, но ее, как и другие страны с сырьевой экономикой, подстерегает опасность глубокого кризиса. Чтобы избежать его, ей придется переориентировать экономику на высокие технологии.
Бедные мусульманские страны остаются зоной нестабильности, однако общее повышение уровня жизни дает надежду, что проблему исламского терроризма со временем можно будет снять.
Второй сценарий условно обозначен как "Американский мир". В нем США – настоящий "пуп Земли". Население планеты трудится на благо Америки, а та, в свою очередь, берет на себя обеспечение глобальной безопасности, что подразумевает военное присутствие практически во всех "горячих точках". Между Соединенными Штатами и Европой существуют определенные трения в политике, а с Китаем американцы находятся в состоянии открытой экономической борьбы.
Будет ли сама Америка рада подобному развитию событий, большой вопрос. Международные обязательства лягут на нее тяжким бременем, а растущее недовольство гегемонией США со стороны бедных и развивающихся стран еще больше обострит террористическую угрозу.
России в этом сценарии остается балансировать между нуждающейся в нашем газе Европой и Китаем, которого не меньше горючего интересуют малозаселенные пространства Сибири и Дальнего Востока.
Третий сценарий называется "Новый Халифат". Суть его сводится к следующему: мусульмане Ближнего Востока, Северной Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, объединив свои силы, создают транснациональное теократическое сообщество и бросают вызов традиционным ценностям Запада. Подъем религиозного самосознания способен серьезно замедлить глобализацию. Однако беда халифата в том, что он с трудом вписывается в мировую экономику. Странам, решившим примкнуть к нему, грозят экономический спад, социальные потрясения и обострение религиозных распрей между различными течениями ислама.
России в этом сценарии "светят" борьба с религиозным экстремизмом на южных рубежах, роль буферной зоны между исламским миром и Европой и масса внутренних проблем, обусловленных тем, что к 2020 г. мусульмане составят половину населения страны.
Самый кошмарный сценарий мирового развития получил название "Контур страха". Очаги нестабильности и насилия в мире слились в один гигантский полумесяц, протянувшийся от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии. Страны, входящие в этот "контур", живут под властью тоталитарных теократических режимов, их экономика выпала из общемирового развития. Они превратились в рассадник террористов, которые получили возможность пользоваться новыми, высокотехнологичными видами оружия массового поражения. Чтобы поставить заслон террористическим атакам, мировые державы закрывают свои границы и организуют ряд "превентивных" интервенций, но напряженность от этого нисколько не снижается. Процесс глобализации почти остановился, мировая экономика в глубоком застое. Тем временем повсюду, как на дрожжах, растет организованная преступность. Никакие усилия не могут искоренить ощущение хрупкости мира, которое становится определяющим фактором в международных отношениях.
Как отмечают авторы прогноза, они не в силах предугадать последствия неожиданных эпидемий и стихийных бедствий, которые могут в корне изменить любой сценарий дальнейшей жизни человечества. Однако они все же надеются, что ничего непоправимого не произойдет, а желание людей жить в удобном, красивом и гармоничном мире рано или поздно победит ненависть и страх.