На днях зампредседателя ВРУ Томенко призвал власти Украины привлечь «отставленного» мэра Киева Леонида Черновецкого к уголовной ответственности за коррупционную деятельность. Практически одновренменно Генпрокурор Виктор Пшонка подтвердил, что «Космос» таки может ответить по всей строгости. Однако, по данным портала
«Изрус», Черновецкий в настоящее время не только находится в Израиле, но и уже 17 лет имеет израильское гражданство.
Мы попросили прокомментировать ситуацию ведущих израильских адвокатов Эли (Илью) Гервица и Эйтана Маоза.
Справка. Адвокат Эйтан Маоз – специалист по экстрадиции крупнейшей израильской адвокатской коллегии «Гольдфарб-Зелигман». Адвокат Эли Гервиц – президент крупнейшей израильской русскоязычной адвокатской коллегии, специализируется на сопровождении процесса получения израильского гражданства, эксперт по вопросам израильского права ведущих международных телеканалов и сайтов на русском языке, в том числе по вопросам экстрадиции из Израиля.
Адвокат Эли Гервиц: Сам по себе факт наличия израильского гражданства не дает герметичной защиты от экстрадиции – Израиль выдает своих граждан по запросам разных стран, с которыми у Израиля заключены соглашения об экстрадиции, в том числе в Украину. Однако важности наличия израильского гражданства не стоит и недооценивать – думаю, любой понимает разницу между депортацией из Израиля туриста и экстрадицией гражданина. Наличие израильского гражданства открывает для адвоката подозреваемого целый спектр возможностей, которых у защитника иностранца нет.
Адвокат Эйтан Маоз: Первым вопросом является дата получения израильского гражданства – если оно получено после совершения инкриминируемых нарушений закона, то подозреваемый может быть выдан на общих основаниях. Если же гражданство было получено до совершения правонарушений, то Израиль обязан потребовать возвращения подозреваемого для отбывания наказания обратно в Израиль, в случае, если подозреваемый был жителем Израиля на момент совершения преступления. Если подозреваемый имел израильское гражданство, но в Израиле не проживал, то требование о возвращении в Израиль для отбывания наказания является не является обязательным, но может быть выдвинуто. Отказ удовлетворить это требование приводит в тому, что Израиль отказывает в экстрадиции.
Адвокат Эли Гервиц: Опыт показывает, что немало людей просят о предоставлении израильского гражданства после того, как против них начинается уголовное преследование. Это не самое эффективное поведение. Во-первых, на этапе получения израильского гражданства наличие судимостей и открытых уголовных дел проверяется. Само по себе уголовное преследование за рубежом не лишает права на получение израильского гражданства, однако существенно его затрудняет, а главное – затягивает. Во-вторых, как было сказано выше, в вопросах экстрадиции гражданство похоже на коньяк: свежее защищает от экстрадиции куда хуже, чем выдержанное.
Адвокат Эйтан Маоз: Есть еще один очень важный аспект – страна, которая просит об экстрадиции, не имеет права судить за другие преступления – только за те, которые были перечислены в ордере об экстрадиции. Таким образом даже в случае, если Израиль выдает своего гражданина, обвинительное заключение часто может быть существенно худее, чем без этапа экстрадиции.
Адвокат Эли Гервиц: Следует заметить, что Израиль не дискриминирует своих граждан по национальному признаку. Несмотря на то, что еврейство передается только по материнской линии, то есть еврей по папе не является евреем с религиозной точки зрения, в глазах закона – в том числе Закона об экстрадиции – все израильские граждане равны.
Адвокат Эйтан Маоз: При рассмотрении прошения об экстрадиции израильский суд не проводит полный уголовный процесс для определения виновности подозреваемого, однако требования, выдвигаемые Израилем к доказательной базе прошения об экстрадиции несравненно выше, чем подобные требования в большинстве стран Евросоюза.
Адвокат Эли Гервиц: Израильская правовая система существенно отличается от российской и украинской, поэтому даже подать само прошение об экстрадиции так, чтобы оно соответствовало нормам израильского права, далеко не просто. Как мне уже приходилось комментировать порталу
«Изрус», отказ Израиля экстрадировать Леонида Невзлина, который пытались представить политическим решением, на самом деле был вызван тем, что прошение об экстрадиции совершенно не соответствовало нормам израильского права.