Евгений Щукин: Судя по манифесту Брейвика и его поступку, вряд ли в масонстве ему было интересно

Сразу после теракта в Норвегии распространились слухи, что Андерс Брейвик состоял в масонской ложе. Буквально на днях это подтвердил Великий Магистр норвежского ордена, сказав, что после теракта Брейвик был исключен. В Интернете также циркулируют фото, где Брейвик был изображен в полном масонском одеянии мастера (3-я степень). Оставим в стороне версию, согласно которой норвежец просто сошел с ума – к сожалению, от припадков безумия не застрахован никто, какой бы социальный статус он не занимал. Более интересен вопрос – насколько Норвежское масонство интегрировано с государством? С этим вопросом я обратился к крупнейшему на сегодня русскоязычному специалисту по вопросам масонства Евгению Щукину (В более узких кругах известен, как брат Зелот. К слову, фото нашего собеседника по известным соображениям мы опубликовать не можем). Справка. Щукин - переводчик на русский язык основополагающего труда о масонстве трехтомника Альберта Пайка «Мораль и догма». Кроме того, в разных изданиях выходили десятки его статей об истории масонства и современном состоянии этого духовного движения. Евгений - один из руководителей российской ложи устава Мемфис-Мицраим «Имхотеп 125», какое-то время входил в руководство Великой Ложи России. Безусловно, его мнение можно считать одним из самых авторитетных на постсоветском пространстве. - Масонство, как любая другая общественная организация, не может быть «интегрировано» с государством. Масонский орден в странах «старой Европы» с самого начала своего существования искал покровительства королевской власти, - говорит брат Зелот. - Английское масонство, по своим древним конституциям, вело свое происхождение как организации от королевской хартии, наделявшей каменщиков особыми правами организационной автономии еще в X веке, при короле Ательстане. Как в Англии, так и в Шотландии официальными патронами масонства были члены правящего королевского дома, а в Скандинавии — правящие монархи. Ложи тоже зачастую состоят из людей, так или иначе участвующих в государственном управлении, но наряду с ними в ложах состоят и учителя, и студенты, и врачи, и механики, и пенсионеры, да и вообще кто угодно. В наше время масонство все больше превращается во всем мире просто в одну из благотворительных общественных неправительственных организаций, и это неизбежно приводит к исчезновению черт, ранее отличавших его от других подобных организаций, да и современные монархи уже по-иному понимают свои права и обязанности. В Англии масонство традиционно возглавлял принц Уэльский на протяжении приблизительно двух веков, а вот принц Чарльз вообще отказался вступать в Братство, а состоящий в ложе принц-консорт Филипп отказался его возглавить. Английское масонство официально возглавляет герцог Кентский, однако все равно все его функции, кроме представительских, выполняет избранный Предстоятель Великого Мастера, человек не принадлежащий ко двору. Точно так же уже два поколения норвежских королей отказываются заниматься делами Братства, и там избирается Великий Мастер из числа «простолюдинов». Как и в остальном мире, в ложах могут встречаться представители бизнеса, правительства, госслужб, но они не могут сделать ложи центром управления государством — там обсуждают совершенно другие вопросы. Да и масонство уже слишком давно перестало быть привлекательным местом для концентрации элит просто по причине его перегруженности формальностями, ритуалами и скучной духовной литературой: есть гораздо более удобные для решения судеб мира места — например, гольф-клубы, где к вам не будут приставать, как вам сидеть и что вам надевать, что обсуждать и как друг друга называть. - Расскажите нашим читателям немного о Шведской системе масонства. - Шведский масонский устав весьма существенно отличается от остальных мировых масонских систем, потому что обычно масон проходит посвящение в первые три степени (Ученик, Подмастерье, Мастер) в своей ложе, а потом выбирает тот или иной устав дополнительных степеней, и ходит отдельно в ложу (которая подчиняется Великой Ложе страны) и отдельно — в организации дополнительных (или «высших») степеней, которые управляют сами собой и не влияют на Великую Ложу. А вот Шведский устав — цельная система, где подчинение осуществляется напрямую от группы носителей последней XI степени донизу. Поэтому, например, этот устав не отвечает широко разрекламированным в мире регулярного масонства «принципам регулярности» Великой Ложи Англии — там четко оговорено, что первые три степени не могут подчиняться высшим. Кроме того, только степенью для масона Шведского устава определяется, какую должность он может занимать в организации. В остальном мире звания и должности не связаны так тесно. По Шведскому уставу работают ложи в Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и Германии. Иностранный масон может посещать их собрания в качестве гостя, или даже присоединиться к такой ложе, но не продвигаться по системе высших степеней, потому что это цельная система, которую нужно проходить или снизу доверху, или никак. Шведский масонский устав возник на рубеже XVIII - XIX вв. в качестве реакции на общую тенденцию в европейском масонстве того времени — поиск благородных корней. С подачи знаменитого шевалье Рамзая, английского эмигранта-якобита, выступившего во Франции в 1737 году с пространной речью об истоках масонства, масоны Европы избавились от комплекса неполноценности — действительно, благородные доны, дворяне, и вдруг состоят в обществе ремесленников-каменщиков! - и создали целый сонм легенд о «подлинном и истинном» происхождении тайной масонской корпорации от крестоносцев, унаследовавших от палестинских тайных хранителей первохристианской Истины некие священные тайны религии и науки. Сам Рамзай связывал истоки масонства с иоаннитами, т.е. Мальтийскими рыцарями. Наследник его идеи - Готтхельф Хунд (самопровозглашенный барон и «фон») впервые ввел в эту легенду тамплиеров — и он даже представить себе не мог, какой всемирный успех будет гарантирован его проекту. Хунд создал систему Строгого Тамплиерского Послушания (Strikt Observanz) на основе уже многочисленных к тому времени ритуалов «высших» степеней, которые писали все кому не лень и практиковали во всех странах Европы, поскольку это было время веселой масонской анархии и всплеска ритуального творчества, когда собственный ритуал мог придумать всякий и потом пытаться заинтересовать им своих друзей. Вскоре Строгое Послушание, затронувшее очень важный нерв в масонском сознании того времени, буквально поработило мир, потому что огромное количество лож перешло в новый устав в Германии, Франции, Австрии, России и Скандинавии. В противовес тамплиерскому послушанию, подразумевавшему строжайшую военную дисциплину и безоговорочное подчинение «неведомым высшим» наставникам, чьи решения оглашал Хунд, Иоганн Август Штарк создал в 70-е годы XVIII в. собственное «Слабое Послушание», синтез рыцарских легенд и римско-католической литургии. На основе Слабого Послушания и некоторых элементов Строгого Послушания Карлом Экклефом и был создан прообраз современного Шведского устава, одного из самых старых в Европе. Со временем члены лож Хунда устали слушать про «неведомых высших» руководителей, не получая доказательств их существования, а в 1782 г. в Вильгельмсбаде прошел общеевропейский масонский конвент, который постановил отказаться от «рыцарской» версии происхождения масонства, закрепить «каменщический и библейский» формат первых трех степеней, а также после этого конвента Строгое Послушание фактически прекратило существование, при условии, что его ритуалы по частям перетекли в другие масонские уставы — Шведский, Исправленный Шотландский, ряд немецких ритуальных систем и др. В наши дни реликтовые формы Строгого Послушания существуют в Бристольском автономном капитуле, который тоже отказывает Мастерам 3 степени из других юрисдикций в присвоении своих степеней. - В Норвегии распространена Шведская система масонства, чисто христианская. Туда не принимают представителей других религий, а мастер-масон, приехавший в Скандинавию из другой страны, сможет получить максимум 4-ю степень. Не является ли Шведская система сегодня своеобразным инкубатором христианского фундаментализма? - Теоретически любая организация, где собираются люди определенного типа, может служить инкубатором «-изма», соответствующего этому типу. Сам я не бывал в скандинавских ложах, поэтому не могу судить, насколько это возможно. Но подозреваю, что вряд ли, потому что при современном уровне европейской толерантности и даже диктатуры толерантности, если бы что-то такое в этих ложах было, мы бы ежедневно читали скандальные разоблачения и истерические протестные письма в адрес масонов в европейской прессе уже несколько лет назад. А этого нет. - Правда ли, что Андерс Брейвик имел 7-ю степень Шведского устава? - Нет, неправда. Там очень серьезно подходят к присвоению степеней, в отличие от современной Восточной Европы или, например, США. Брейвик был посвящен в 2008 году. По одним данным, его исключили еще в 2009 году, по другим данным, он был исключен только после совершения преступления, будучи в третьей степени — Мастера символической ложи. Байка про 7-ю степень пошла гулять по СМИ после совершенно внезапного и взятого с потолка поста одного из блоггеров, который поспешил хотя бы что-то написать о сенсации в первые секунды после появления первых новостей. Норвежский Великий Мастер Скаар в сложившейся обстановке не мог не сделать заявления об исключении Брейвика, состоял тот в ложе на данный момент или нет. Я бы не удивился, если бы подтвердились слухи, что он ушел через год после посвящения, а фотографию в облачении Мастера сделал как Дмитрий Галковский — взяв фартук поносить у знакомых. Судя по манифесту Брейвика и его поступку, вряд ли в масонстве ему было интересно. Как и сотни других, он, судя по всему, пришел туда со сложившимся после прочтения конспирологических книжек образом, а масоны — не оправдали, отказались захватывать мир и подчинять его идеям — на этот раз — Брейвика. Я таких людей перевидал в масонстве десятки, и всех их мы безумно разочаровываем. - Насколько вероятно существование в Европе тайной организации правых христианских фундаменталистов? Не может ли такая организация вербовать своих сторонников среди европейского масонства? - Слава Богу, я совершенно не интересуюсь политикой, публичной или народной, поэтому я просто не в курсе, какие группы людей берут на себя смелость думать за человечество и пытаться изменять его жизнь. Наверное, они, как и прочие люди, занимающиеся политикой, тоже считают окружающих людей «массой» и «чернью», а поэтому думают, что могут их «вербовать» или «обрабатывать». Наверное, если есть какие-то организации христианских фундаменталистов, то они должны, по идее, искать места, где собираются белые христиане — поэтому могут обращать взоры и в сторону масонов, почему нет? Но как обычно, проще найти таких людей в христианской церкви: в масонстве слишком много препон на пути политической агитации со стороны, это просто неэффективно по затратам. * * * Фартуки шведского масонства:

(увеличенное фото - в новом окне)

(увеличенное фото - в новом окне)

(увеличенное фото - в новом окне)

(увеличенное фото - в новом окне)