На прошлой неделе финансовый рынок немного залихорадило, после чего он временно успокоился. Так сказать, «больной хорошо пропотел перед смертью». Соединенные Штаты были близки к объявлению так называемого «технического дефолта». То есть, проще говоря, собирались объявить о прекращении выплаты ими внешних долгов.
На самом деле «технический дефолт» гораздо страшнее «дефолта обыкновенного». Обыкновенный дефолт подразумевает, что страна оказалась в кризисе, и временно по каким-то причинам не может выплачивать долги. Но будет это делать, как только обстоятельства немного поправятся. Обычный дефолт чаще всего можно предсказать задолго, и он в принципе не вгоняет в панику кредиторов.
Гораздо хуже дефолт «технический». Объявление такого дефолта означает, что страна в принципе может выплачивать долги – но не хочет этого делать по каким-либо причинам внешне- или внутриполитического характера. Проще говоря, выглядит это так: вы одолжили соседу сотню, а назавтра он говорит: «Я в ближайшее время тебе денег не верну? Почему? С женой поссорился!»
Понятно, что после этого разумный человек такому соседу больше одалживать не будет.
Сегодня Соединенные Штаты как никогда близки к объявлению «технического дефолта». Однако происходит это не только по только по внутриполитическим причинам – республиканцы не могут договориться с демократами о повышении планки внешнего долга – но и по реальным экономическим. Сегодня внешний долг США составляет порядка 97 процентов ВВП, и достигает почти 14 триллионов долларов. Проще говоря, американцам, чтобы рассчитаться по долгам, надо целый год усиленно работать, и ничего не есть.
У технического дефолта есть еще тот минус, что он резко подрывает доверие инвесторов. То есть кредитный рейтинг США будет снижен с максимального – ААА – до «сомнительного».
Что это означает на практике? То, что американцы больше не смогут бесконтрольно печатать доллары.
То есть печатать-то они их смогут – но вот кто захочет принимать бумажки, необеспеченные ничем? Кстати, сегодня доллары так же ничем не обеспечены – кроме уверенности, что американское правительство обязательно погасит свой долг.
В США, как и практически в любой стране мира, существует инфляция. Соответственно, если у вас отложена небольшая сумма в наличных долларах – это значит, что со временем она все дешевеет и дешевеет. Соответственно, вы из своих скромных сбережений финансируете долговые обязательства Соединенных Штатов.
Не исключена возможность, что однажды эти зеленые бумажки превратятся в мусор – которым они, собственно, являются уже сейчас.
Так что делать? Держать деньги в евро?
Это еще хуже. Европейская экономика является конгломератом различных экономик – начиная от ирландской, заканчивая германской.
Если говорить о сегментах общеевропейской экономики, то на первом месте по долгам там вовсе не Греция. Всех опережает Ирландия – ее внешний долг составляет 2, 32 триллиона долларов. Оцените – всего лишь в 6 раз меньше, чем долг США. При этом сравните масштабы экономик и внутренние ресурсы.
Кстати, и долг Ирландии составляет 13 годовых ВВП! Поскольку любой нормальный человек понимает, что невозможно 13 лет работать, и при этом ничего не потреблять, то это означает, что Ирландия свой внешний долг не вернет вообще никогда. Она – государство-банкрот. Впрочем, сами ирландцы не унывают и по-прежнему пьют пиво. Они понимают, что за их долг рассчитается кто-то другой.
Но кто? Германия? Ее внешний долг составляет 5, 13 триллиона долларов. Добавьте к этому ирландский и греческий долг (Греция должна каких-то жалких 580 миллиардов долларов – по другим версиям, всего 300, но и этих денег отдать не сможет), и вы получите свыше половины американского. Теперь сравните по картам размеры США и Германии, население, количество ресурсов.
И потом скажите – так кто у нас банкрот?
Если обратиться к странам «неприсоединившимся», как любили говорить в покойном СССР, то Швейцария имеет долгов на 1,2 триллиона долларов. Чтобы погасить эти долги, швейцарцам предстоит 4 года работать, и ничего не есть. В реальном секторе производства Швейцария ничего социально ценного из себя не представляет. Да, она производит дорогущие часы, но они в условиях кризиса не являются предметом ни первой, ни второй, ни даже третьей необходимости. То же самое можно сказать о шоколаде (и без него люди живут), а также о шикарный швейцарских видах, которые любой может увидеть на компьютере. Остаются надежные некогда банки, хранящие «тайну вклада» - но Швейцария за последние годы уже столько раз предавала своих клиентов, что основательно подорвала интерес к этой услуге.
В ближайшие год-два нас ждет невиданный ранее финансовый кризис… Хотя почему невиданный? Виданный! Хуже, чем во времена Великой Депрессии 1929 года, будет вряд ли.
В данной ситуации нельзя ставить ни на одну валюту – ни на доллар, ни на евро. Победит та валюта, которая сумеет продержаться дольше – положение обоих финансовых блоков сегодня одинаково плохое.
Надежными могут быть только вложения в товары, в лучшем случае – в реальный сектор экономики. А гигантский финансовый пузырь, который после войны начали надувать Соединенные Штаты и на наших глазах подхватила Европа, вот-вот лопнет.