Первомай и годовщина Октябрьской революции – традиционные даты для украинских коммунистов, когда они устраивают смотр своих сил. Порядка пяти тысяч сторонников КПУ прошли 1 мая по Крещатику, отметились коммунисты публичными выступлениями и в областных центрах…
…Демонстрируя показную бодрость духа, главная левая партия страны сегодня пребывает в тревожном ожидании новых размеров проходного барьера на выборах: его повышение может поставить под удар сохранение ее парламентской прописки.
Коммунистическая партия Украины по-прежнему остается не только крупнейшей левой партией, но и единственной представительницей этого сегмента политического спектра, сохранившей парламентскую фракцию. При этом коммунисты зачастую действуют по ленинскому принципу: чем хуже – тем лучше. Они располагают небольшой фракцией в 25 «штыков», поэтому и вынуждены постоянно маневрировать. Пока Премьер-министром была Юлия Тимошенко, соратники Петра Симоненко были ее «тайным оружием», предоставляя за умеренную плату необходимые голоса для принятия необходимых Леди Ю парламентских решений. С приходом к власти Виктора Януковича фракция КПУ без промедления стала членом парламентской коалиции, а сегодня входит в большинство Верховной Рады. Среди видных представителей «внуков Ленина» - Первый вице-спикер Верховной Рады Адам Мартынюк и руководитель украинских таможенников Игорь Калетник.
За годы независимости украинские коммунисты сумели не только восстановиться после запрета деятельности КПСС в 1991-м, но и стать влиятельной парламентской силой. При этом нужно отметить, что идеологические основы функционирования партии не меняются: она остается фактически осколком Компартии Советского Союза, даже не пытаясь дрейфовать к национал-коммунизму. Преклонение перед Россией весьма комфортно уживается в политической практике коммунистов с сотрудничеством с отечественными олигархами. При этом партия постоянно теряет в своей популярности: если на заре украинской независимости у левых сил было стабильное большинство в парламенте, а в 1998 году коммунисты даже выиграли выборы по спискам, набрав 24,65% голосов. Уже в 2002 году влияние «наследников Ленина» заметно уменьшилось, а КПУ уступила первое место в общем зачете «Нашей Украине». На досрочных выборах в Верховную Раду в 2007 году коммунисты набрали 5,39%.
Эта цифра в определенном смысле вдохновляет лидеров КПУ, поскольку позволяет рассчитывать на определенный запас прочности. Стареющий электорат коммунистов отличается высокой явкой на выборы, поэтому коммунисты даже не пытаются меняться. Идеологически закостеневшая партия за время своего существования не предложила своим сторонникам ничего качественно нового. Продолжением своего пребывания в большой политике коммунисты обязаны нескольким факторам. Во-первых, стабильно непростому социально-экономическому положению в Украине. Неспособность власти осуществить реальные преобразования постоянно подпитывает электоральную базу соратников Симоненко. Во-вторых, на руку КПУ фактическое отсутствие в нашей стране независимых профсоюзов и конкурентной социал-демократической партии, способной предложить реальную альтернативу коммунистическим призывам. В-третьих, «политическая гибкость» КПУ позволяет ей балансировать между более влиятельными партиями, собирая при этом неплохой урожай в партийную кассу.
По большому счету, сегодня коммунисты «проедают» свое самое крупное достижение: выход их бессменного лидера Петра Симоненко во второй тур президентских выборов в 1999 году. С помощью Петра Николаевича соратники Леонида Кучмы разыграли в Украине римейк российских выборов 1996 года, искусственно раздув угрозу коммунистического реванша. Надо сказать, что Симоненко хорошо научился цепляться за власть, отражая атаки против себя. В начале тысячелетия коммунистам удалось выстоять против «атаки клонов» (партий-однодневок со словом «коммунистическая» в названии), не так давно Симоненко выдавил таки из рядов КПУ своего самого последовательного оппонента – многолетнего руководителя крымского рескома КПУ Леонида Грача. Тот позволил себе не только неуважительно рассуждать о перипетиях личной жизни Петра Николаевича (который провел «обновление и чистку рядов» своей семьи), но и схлестнулся в Крыму с регионалами, не простившими Грачу высокого самостоятельного полета.
Последнее «достижение» коммунистов – принятие парламентским большинством закона, предусматривающее поднятия 9 мая копий знамени Победы рядом с государственными флагами. Подобными подачками команда Януковича пытается держать коммунистов на коротком поводке. Но те, называя себя «единственной оппозицией» (однако, опасное раздвоение политического сознания – быть и в большинстве, и в оппозиции) утверждают, что не станут подыгрывать власти. Фракция КПУ не собирается поддерживать возвращение к смешанному избирательному закону. Более того – коммунисты начали сбор подписей под инициативой о проведении референдума. На всенародный плебисцит Симоненко сотоварищи планируют вынести уже привычный идеологический пакет: отказ от сотрудничества с МВФ и выход из ВТО, запрет на продажу земель сельхозназначения, возвращение ключевых предприятий в государственную собственность, восстановление государственной монополии на подакцизные товары, придание русскому языку статуса второго государственного. При этом коммунистов мало интересует, что нормативная база для проведения всеукраинского референдума устарела, для них сбор подписей является мероприятием по мобилизации электората.
Петр Симоненко, лидер КПУ, запястье которого украшает недешевый швейцарский хронометр, определенно собирается продолжить парламентскую карьеру, приведя в очередной раз свою партию в парламент. Но коммунистам может не повезти: падение популярности ведущих партий может заставить регионалов осенью следующего года активнее грести по электоральным сусекам, особенно – на Юго-Востоке страны, где электоральная база КПУ и Партии регионов пересекаются. Вот тогда и наступит для коммунистов «последний и решительный бой». И весьма вероятно, что осенью 2012 года покраснение в Украине наконец-то пройдет.