Французский Центр исследований и реставрации произведений искусства, находящийся в подвалах Лувра, впервые провел анализ знаменитого портрета Моны Лизы работы
Леонардо да Винчи с помощью портативного рентгенофлуоресцентного спектрометра.
Работа этого прибора, производящего неразрушающий химический анализ, основана на том, что рентгеновские лучи возбуждают атомы облучаемого вещества и те в свою очередь флуоресцируют — испускают рентгеновские лучи, энергия которых характерна для атомов каждого химического элемента. В случае с картинами можно определить состав красок, которыми пользовался живописец. Новый французский спектрометр позволяет проводить послойный анализ картины, то есть детально расшифровывать технику художника, пишет
nkj.ru.
Известно, что Леонардо использовал технику письма портретов маслом, в начале эпохи Возрождения изобретенную фламандцами. Сначала на полотно (или, в случае Джоконды, деревянную основу) наносят слой белил, хорошо отражающих свет. Затем ту область, где будет лицо, покрывают равномерным слоем телесно-розового пигмента. Розовый оттенок усиливают на губах и щеках. Тени, делающие портрет объемным, наносят с помощью нескольких слоев лессировки полупрозрачной смесью масел и скипидара с небольшим количеством темных красителей. Лессировка позволяет обогатить колорит, изменить оттенок нижележащих красок, создать светотени. Наконец портрет покрывают лаком. Но какую толщину имеют все эти слои и из чего состоят? До сих пор для ответа на этот вопрос надо было «отщипнуть» кусочек краски размером хотя бы полмиллиметра и прощупать его в электронном микроскопе тонким пучком электронов — электронным зондом. Далеко не всегда возможно взять такой образец, разве что где-то в уголке, и то если картина уже немного повреждена, а для Моны Лизы эта операция совершенно исключена.
Французские физики создали для компьютерного блока рентгеновского спектрометра программу, позволяющую по степени поглощения рентгеновских лучей вышележащими слоями краски определить их толщину. Процедура, предварительно проверенная на специально созданных картинах, нисколько не вредит живописи. Переходя от более светлых участков портрета, где слой лессировки тонок или отсутствует, к более темным, исследователи промерили слои, нанесенные кистью мастера. Оказалось, что средняя толщина каждого слоя порядка двух микрометров, всего слоев около двух десятков, а общая толщина красочного слоя — до 40 микрометров. Каждый слой, судя по составу растворителей, должен был сохнуть от нескольких дней до нескольких месяцев. Обнаружилась загадочная особенность: да Винчи использовал краски с необычайно большим содержанием марганца. Причины этого неясны.
Измерения производили во вторник, когда Лувр закрыт для посетителей, работа заняла четыре часа. И еще несколько дней продолжалась математическая обработка результатов.