Какое-то время после президентских выборов экс-министра обороны Украины и одного из кандидатов на пост главы государства-2010 слышно не было. Анатолий Степанович активничал на законодательной ниве, но инициативы
Гриценко коалиционные депутаты с завидной регулярностью отклоняли. Как изменилась Украина после смены власти и какой видит ее экс-министр в ближайшие годы? Об этом — разговор
«Фразы» с Анатолием Гриценко.
Анатолий Степанович, сейчас в Украине и мире происходит множество резонансных событий. Какие на сегодня существуют внутренние и внешние угрозы национальной безопасности Украины?
Начну с внутренних угроз. Это – массовая безработица, обнищание населения, недоступность профессиональной медицины и образования, запредельная коррупция, сворачивание демократических преобразований, критический уровень внешней задолженности. Но ключевая внутренняя угроза Украины – безработица, за ней следом идут коррупция и низкие стандарты жизни украинцев. Ведь наши люди даже не обеспечены минимально качественным уровнем медицинской помощи. Все эти факторы не добавляют уверенности в завтрашнем дне.
Что касается внешних угроз, то здесь мне видится одна, но более чем серьезная опасность – финансово-экономическая нестабильность в мире. Ежедневно печатаются миллиарды евро и долларов, но каждая банкнота либо монета не подкреплена реальными материальными ресурсами. Иными словами, для спасения экономик Запада вбрасываются огромные деньги, которые захлестывают весь мир. Все это имеет прямое отношение к проблемам украинского экспорта и импорта. Помимо этого, ощущается давление со стороны России с целью втянуть Украину в Таможенный союз и воспрепятствовать реализации стратегического курса на вступление в Евросоюз.
В СМИ муссируется информация, что Россия пролоббировала на высокие посты в Украине двух человек. Это нынешний министр обороны Михаил Ежель и министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник. Как вы считаете, что изменилось в украинской армии с приходом первого?
Не знаю, кто кого лоббировал. Ясно одно: таких министров в своем правительстве захотел видеть Виктор Янукович. Поэтому только он, и никто другой, несет ответственность за результаты их работы. А что изменилось в армии с приходом Ежеля? Армию разрушили, деморализовали офицерский корпус. В теперешнем состоянии вооруженные силы даже в мирное время не могут выполнять своих функций. Из этого следует вывод, что нужно усилить руководство Генерального штаба и Министерства обороны. Значит, нужны более эффективные начальник Генштаба и министр обороны. Эту инициативу поддерживают и многие представители действующей власти.
Прошел ровно год с момента подписания так называемых «харьковских соглашений». Существует мнение, что Черноморский флот – это прикрытие для определенных коммерческих контрактов. И суверенитету Украины на самом деле ничего не угрожает. Каково Ваше мнение?
Харьковский пакт – предательство национальных интересов Украины и удар по ее суверенитету. Коммерция вторична. Ведь, как признал Путин, для России важны не только братские отношения или финансовые вопросы, а и общий с Украиной исторический вектор развития. Я сторонник того, чтобы Украина проводила свою политику.
Помимо этого, в интересах Украины – провести последовательные реформы, которые вначале будут неприняты обществом. А значит, национальный интерес – объединение граждан. Присутствие Черноморского флота Российской Федерации до 2042 года разъединит Украину. Россия уже показала, что будет задействовать флот, где и когда захочет, не согласовывая этого с Украиной. Для нас это опасность терактов, ведь военные знают, что врага действенно останавливать ударами по его базам. Кроме того, российский парламент дал право президенту использовать войска за границей, если есть угроза для воинских контингентов или россиян. Если по базе Черноморского флота будет нанесен удар, то российский президент имеет полное право использовать вооруженные силы, а зачем эти угрозы Украине?
Фактически, будучи энергоизбыточной страной, Украина зависит от российского газа. Мы имеем и свой уголь, и свой газ на много лет вперед, но мы тратим на единицу продукции в 5-6 раз больше, чем развитые страны. От харьковских соглашений выиграла Россия.
На сайте «Гражданской позиции» есть информация, что 27 апреля ваша партия вместе с другими политическими силами будет принимать участие в митинге, приуроченном к годовщине «харьковских соглашений». Вы будете выступать за их отмену?
Безусловно. Негативные последствия Харьковского пакта мне были понятны и год назад. Сегодня это поняло уже большинство населения Украины. Это подтверждают последние социологические опросы. Украину и ее граждан власть обманула.
Перед президентскими выборами Партия регионов вовсю критиковала тогдашнего премьер-министра Украины Юлию Тимошенко за стремление «набрать кредитов». Но сейчас складывается впечатление, что в Кабинете министров Украины чуть ли не молятся на Международный валютный фонд. По вашему мнению, чем эти действия могут обернуться для нашей страны?
Правительство Януковича не продемонстрировало нового качества экономической политики и еще больше, чем предыдущее, подсело на иглу внешних кредитов. Мы уже близки к тому, чтобы переступить критическую черту размеров внешнего долга. Нынешний уровень внешней задолженности – это реальная угроза национальной безопасности Украины. Мы можем попасть в ситуацию, когда только на выплату процентов по кредиту нужно будет отдавать 15% годового бюджета страны (не считая самого тела кредита).
К тому же, реформы, которые сейчас проводятся в стране, не волнуют МВФ. Их интересует, чтобы Украина вернула деньги вместе с процентами. Фонд не интересует повышение социальных стандартов в Украине, борьба с коррупцией, создание рабочих мест и так далее…
Давайте вспомним времена президента Украины Леонида Кучмы. Каковы основные схемы, которые использовались в Министерстве обороны для того, чтобы бюджетные деньги «оказались» в кармане министра, заместителей?
На этот вопрос могут ответить те, кто руководили Министерством обороны во времена Леонида Кучмы.
А дело Леонида Даниловича, по вашему мнению, – фарс, месть или что-то иное?
Месть вижу, а вот твердого желания добраться до заказчиков убийства – нет. У власти отсутствует стремление объявить миру имена заказчиков убийства журналиста. Может быть, я бы поверил в искренность мотивов нынешней власти, если бы этот процесс стартовал еще год назад. Сейчас получается, что они целый год думали, когда лучше привлечь к делу экс-президента Леонида Кучму и возобновить это дело.
Кроме того, если пленки майора Николая Мельниченко по делу Гонгадзе, будут признаны настоящими, то тоже придется признать доказательства воровства бизнеса, фактов коррупции, слежки за людьми… А к этому, судя из материалов пленок, имели отношение и представители нынешней власти.
Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл вновь посетит Украину. На этот раз его визит приходится на 25-27 апреля. Какое впечатление этот человек произвел в свое время на Вас лично и как Вы расцениваете эти визиты – как церковные или как политические?
Кирилл очень убедителен как оратор, он умеет привлечь к себе внимание аудитории, хорошо улавливает настроения людей. Его выступления в Украине показали, что он образован, ясно излагает мысли и понимает жизнь. Регионами Украины патриарх путешествует больше и чаще, чем регионами родной для него России. Как по мне, в этом есть политика. Его визит так или иначе воспринимают как элемент межгосударственной политики. Отмечу, много лет Кирилл был де-факто министром иностранных дел православной церкви, отвечая за ее международные связи. В его визитах были и элементы конфликтности, и элементы политизации. Но, возможно, это та сфера, где целесообразна толерантность и деликатность.