На сегодняшний день Украина может стать частью Европы либо в условиях жесткого авторитарного режима, либо вместе с Россией или, по крайней мере, с согласия России. Такое мнение высказал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
Михаил Погребинский, сообщили
«Фразе» в пресс-службе
Главкома.
«… Я сочувствую Януковичу. Проект «3+1» в принципе, наверное, может быть наполнен каким-то конкретным содержанием, но пока он не выглядит убедительно. И, думаю, русские сегодня прекрасно понимают, что мы не готовы идти в ТС и просто морочим им голову», - сказал политолог.
В результате же, по словам Погребинского, уже сегодня Украина имеет со стороны России целый ряд угроз относительно возможной потери двусторонней кооперации в высокотехнологичных отраслях промышленности, возможного возведения таможенных барьеров для украинских товаров в случае создания ЗСТ с ЕС. «Да, эти угрозы порой кажутся немотивированными, но русские, по крайней мере, выложили свои карты на стол. Они внятно дают понять: если Украина пойдет в Европу, мы будем создавать ей проблемы, даже игнорируя при этом здравый смысл. И они найдут для этого повод», - уверен эксперт.
Он также отметил, что россияне по этому поводу «работают» с украинским общественным мнением. «Ведь если у людей спросить, хотят ли они, чтобы Украина была частью ЕС, «да» ответят примерно 50% респондентов. Когда спросить у них, хотят ли они вступления Украины в союз с Россией и Беларусью, положительно ответят примерно столько же респондентов. Но если перед людьми поставить необходимость жесткого выбора: то есть, если они, например, выберут безвизовый режим с Европой, то в ответ получат введение виз со стороны России, – то оказывается, что количество желающих стать частью ЕС резко уменьшается», - сказал Погребинский.
По его словам, множество опросов, проведенных украинскими социологами, свидетельствует о том, что в ситуации жесткого выбора относительное большинство украинцев всегда выбирает восточный, восточнославянский, а не западноевропейский вектор интеграции. «Пока дела обстоят именно так», - добавил он.
«Я хотел бы ошибаться, но сегодня похоже на то, что Украина может стать частью Европы либо в условиях жесткого авторитарного режима, который поведет нас на Запад, наплевав на мнение большинства граждан Украины, либо вместе с Россией или, по крайней мере, с согласия России (как минимум – при «непротивлении» РФ)», - подытожил Погребинский.