Пока
Россия изо всех сил тянет Украину в свой очередной мега-проект – на этот раз Таможенный союз (до этого были – Единое экономическое пространство, ЕврАзЭС), украинское руководство танцует. Как у Хачатуряна был фирменный номер «Танец с саблями», так и у Януковича и Ко есть свой фирменный номер. Называется «Танец на граблях».
Конечно, практика делать раз за разом одни и те же ошибки присутствовала и в работе всех украинских президентов без исключения. Но характерная черта подхода ко всем сложным комплексным проблемам у власти нынешней – решение этих проблем в режиме «здесь и сейчас» узким кругом «правоверных дисижн-мейкеров». И что самое важное – при полном отсутствии диалога с обществом, обоснования в этом диалоге своих действий, публичного принятия ответственности за последствия своего решения. Глубинные причины такой тотальной закрытости правящего режима от своих сограждан – тема отдельного капитального исследования. Сейчас стоит обратить внимание на практические результаты такой политики. И сделать это именно сегодня – спустя год после подписания 21 апреля 2010-го Харьковских соглашений «Газ в обмен на флот».
Решение о заключении таких соглашений было принято с украинской стороны несколькими руководителями страны без глубокого анализа последствий. Будучи принятым на верху пирамиды власти, это решение без обсуждения было буквально продавлено в Верховной Раде и преподнесено обществу под дымовые шашки как свалившаяся на головы людей данность. Такие действия год спустя аукнулись и в политической тусовке, и в обществе.
В политическом террариуме громче всего «аукают» оппозиционеры, которые решили отпраздновать годовщину Харьковских соглашений их отменой. Намерение, априори не реализуемое в данных условиях. Гораздо значимее «позднее зажигание» у Премьера Азарова – он осознал необходимость пересмотра газовой формулы 2009 года от Тимошенко, освященной в прошлом году новой властью в Харьковских соглашениях. Тогда очевидную невыгодность расчетной формулы цены на газ для Украины никто с украинской стороны не ставил во главу угла. Торопились получить сиюминутные выгоды, без стратегического просчета всех имеющихся вариантов с их последствиями и без выбора оптимального из них, словом, обычная тактика действий команды Януковича. История не знает сослагательного наклонения и можно сколь угодно долго спорить – пошла бы российская сторона год назад на пересмотр формулы цены на газ или нет. Главное, что цель Москвы в большой газовой игре не изменилась до дня сегодняшнего – ей по-прежнему нужна украинская труба. И как только она увидит реальную возможность получить предмет своих вожделений – лишь тогда будет вести предметный разговор о пересмотре принципа ценообразования для Украины.
Что касается оценки Харьковских соглашений украинцами в целом, то за прошедший год она существенно ухудшилась. Это и понятно: когда соглашение заключалось, оно для общества было «котом в мешке». За год оказалось, что киса — с когтями, вечно голодная и очень агрессивная. Отношение прозревших «маленьких украинцев» к содержимому харьковского «мешка» презентовал социолог Research & Branding Group Алексей Ляшенко на конференции «Украинско-российские отношение: год спустя после Харьковских соглашений», прошедшей 14 апреля в Харькове. Присутствовавший на конференции депутат Госдумы Затулин сразу начал объяснять переоценку украинцами ценности Харьковских соглашений в сторону понижения тем, что официальный Киев не выдержал взятый в «первой столице» бодрый темп «конструктивного диалога» с Россией. Еще бы – ведь флот был для Москвы только первым призом. А дальше россияне намеревались заполучить, помимо той же газовой трубы в совместном предприятии «Газпрома» и «Нафтогаза», еще и украинский авиапром, кораблестроение, атомную промышленность и еще много чего другого.
Тяжело, конечно, российскому депутату понять логику рядовых украинцев, которые измеряют качество своей жизни не количеством соглашений с Россией, а практическими последствиями активности власти: теми же ценами на газ, электроэнергию, продукты питания и т.д. Нам, живущим здесь и сейчас, гораздо проще понять, почему число тех, кто считал Украину стороной, выигравшей в итоге от Харьковских соглашений, уменьшилось за год в 4 раза…
Наш народ, по моему глубокому убеждению, не настолько глуп, чтобы понять, кто выиграл и кто проиграл в этом соглашении. Без всяких привязок к действию или бездействию украинского руководства на интеграционном направлении с Россией. А, кроме того, народ Украины заслуживает, чтобы обсуждать с ним такие кардинальные шаги как продление срока пребывания иностранного флота на территории страны на четверть века. Да еще и в обмен на сотню долларов с тысячи кубов газа. Имеется в виду эффективная и постоянная коммуникация с обществом, а не показушные «всенародные обсуждения», на которые время от времени власть якобы выносит важнейшие вопросы. Чем быстрее власть дозреет до необходимости этой коммуникации, будет объяснять свои действия обществу и получать по обратной связи бесценную реакцию народа на свои инициативы – тем скорее решения власти станут действительно оптимальными и эффективными.
Потому что сейчас прямо на наших глазах разыгрывается второй акт пьесы «Харьковские флотоводцы». А именно – Россия всерьез настроена не допустить создания зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Для чего пытается затащить Украину с свой Таможенный союз. Был на прошлой неделе с этой целью в Киеве Путин. На следующей неделе продолжит его работу президент Медведев. В этих условиях Украине нужна четкая, выверенная линия поведения. И жизненно важно, чтобы эта линия получила легитимизацию в обществе. Только с настоящей, а не виртуальной общественной поддержкой, власть сможет отстоять курс на выгодную для страны и внезапно оказавшуюся таки реальной европейскую интеграцию.
Пока же власть, сама себя отъединившая от общества, без реальной поддержки со стороны общества слаба. Да, власть временами выдвигает грамотные и потенциально выигрышные идеи. Например, провозглашенная Януковичем в послании к Верховной Раде формула: зона свободной торговли – с ЕС, а отношения с Таможенным союзом – по схеме «3+1». Но без поддержки общества эта линия не имеет никаких шансов на реализацию – в противостоянии с мощнейшей российской машиной «принуждения к таможенному миру». Что обществу с того, что Президентом сказано грамотное слово и сказано вовремя? Оно прозвучало лишь для узкого круга «своих». Вместо того, чтобы обратиться с призывом широкой консолидации ради евроинтеграции, сказавшая «а» власть никак не может произнести «б». Всё мнётся не решительно… Но! Не стоит этой власти думать, что в Москве будут долго ждать, пока Киев решится сделать выбор. Там привыкли навязывать выгодное для себя направление и темп движения. И делать это жестко и напористо. Что Москва и показала этой власти год назад в Харькове. Покажет и сейчас – если Киев добровольно передаст ей мяч в решающей игре.