…На днях фонд
Рината Ахметова «Развитие Украины» представил социальный ролик об усыновлении детей-сирот. В нем игроки «Шахтера» обнимают своих маленьких болельщиков, провозглашая: «Каждому ребенку нужна семья». Ролик - составная часть деятельности фонда Ахметова по популяризации идеи усыновления сирот через сайт «
Сиротству.нет».
Премьер Азаров, судя по всему, к числу болельщиков «Шахтера» не относится. Зато известно, как относится к идее усыновления детей-сирот – он уверен, что лучше всего дети-сироты себя чувствуют не в приемных семьях, а в родных интернатах. Потому и предусмотрел в бюджете на 2011 год средства не на поддержку программ усыновления сирот, а на строительство новых интернатов.
Вот и получается, что энтузиасты усыновления типа Ахметова, и официальные чиновники противоположно смотрят на пути решения проблем детей-сирот. Энтузиастам, конечно, можно популяризировать через сайты и социальные ролики идею усыновления. Но, будучи человеком системным (не зря же его Capital Management именно System), тот же Ахметов должен понимать, что реальный результат усилий будет достигнут только при синергии и тесной координации работы его Фонда и государственных институтов. Потому что именно в руках последних и законодательный, и финансовый, и организационный, и другие важнейшие рычаги для решения задачи. Задача заключается в том, чтобы создать для украинцев такие условия усыновления сирот, при которых потенциально желающие стать приемными родителями, начнут становиться ими на практике.
Пока что через сайт «Сиротству.нет» за 15 месяцев приемных родителей нашли полторы тысячи малышей. Это здорово, что есть такой ресурс, который помогает находить друг друга сотням детей и их новых родителей. Но в то же время, нужно помнить, что это число – всего полтора процента от 100 тысяч сирот в стране…
Предыдущий Президент настойчиво призывал усыновлять детей-сирот. И при этом усыновление реально не поддерживалось государством. Кропотливая напряженная работа по материализации правильных своевременных идей – это не про Ющенко. А смелые люди, решившиеся на усыновление – они и так действовали. Полагаясь только на свои силы. Да еще на помощь свыше. Но никак не на родное государство.
Сейчас власть тоже ничего не делает для создания оптимальных условий для массового усыновления детей-сирот. Но уже по другой причине – «крепких хозяйственников» вполне устраивает, что дети живут в интернатах. И благословение на эту позицию они получили непосредственно от Президента.
Во время своего недавнего прямого разговора со страной Гарант был предельно конкретен:
«Сегодня от государства зависит то, что будет в нашей стране со 100 тысячами сирот. А ведь в этой отрасли множество проблем и недостатков. Я дал поручение главам облгосадминистраций, чтобы они брали под опеку детские дома. Кроме того, в каждой области должны быть детские дома, в которых сироты могли бы не только проживать и учиться, но и обследоваться, сдавать анализы и лечиться в случае необходимости. В каждой области один показательный детский дом – это на совести каждого региона. Если это не будет реализовано, эти равнодушные руководители не будут работать во власти, пока я являюсь Президентом».
…Мало кто знает, что в те далекие времена, когда сам Янукович губернаторствовал на Донеччине, такой «показательный детский дом» у него в области был. Это оздоровительный город для детей-сирот (ОКДС) «Изумрудный город» в Святогорске, прямо по соседству с еще одним важным для Януковича местом – Святогорской лаврой. Именно опека над «Изумрудным городом» и превращение его в образцово-показательное учреждение стала для донецкой власти при Януковиче пиар-приоритетом.
Мне довелось поработать в святогорском ОКДС на самой заре этой опеки – с июля 97-го. Янукович стал губернатором Донецкой области двумя месяцами ранее, в мае того же года. Заведение было необычным в системе учреждений для детей-сирот. В своих родных интернатах (сами воспитанники называли их «инкубаторами», а о себе говорили: «Мы – инкубаторские») дети проводили основное время. А в «Изумрудный» приезжали отдохнуть и по совместительству поучиться во время учебного года на месяц-полтора. И потом назад - в «инкубатор». На их место приезжали дети из других интернатов, в основном из Донецкой области – Марьинка, Амвросиевка, Мариуполь…
Плотно общаясь с этими детьми, очень быстро понимаешь, что для них самое главное. И это открытие предельно простое: им нужен не образцовый «инкубатор», а родители. Пусть не родные, а приемные. Потому и называют тебя малыши, едва увидев, - «папой». Даже дети из семейных детских домов часто мечтают о своих «собственных» приемных родителях. А «инкубатор» - он и есть «инкубатор», пусть даже и образцово-показательный.
Что такое показательный интернат под опекой губернатора Януковича во всей красе довелось увидеть в марте 98-го, когда должен был заехать в «Изумрудный» тогдашний премьер Пустовойтенко. Деятельность развернулась просто кипучая. Типа такого – «Одеть в вышиванки мальчиков и девочек и посадить в библиотеку – пусть сидят и читают книгу, когда премьер заглянет!». Многочасовая репетиция, в которую были вовлечены десятки детей, а в результате - отсутствие премьеры. И премьера. Маршрут изменился, и до деток в вышиванках Пустовойтенко не доехал.
Нас с другом, свободомыслящих интеллектуалов и вчерашних студентов Харьковского университета, это рисование показушного сиротского быта «под премьера», не имеющего ничего общего с каждодневной жизнью детей в «Изумрудном» взбесило не на шутку. Взрослые руководители снисходительно улыбались: «Это просто вы еще слишком молодые. Подрастете – поймете: это всё для того, чтобы получить от власти помощь, делается».
Сейчас, став взрослее и опытнее, думаю: а может не видел никогда и Янукович реальной жизни сирот в интернатах? А видел только деток в вышиванках и с караваем, читающих стихи о счастливой жизни в родном Донбассе?
И вторая часть моего опыта: для прогресса в усыновлении детей правильных социальных роликов маловато будет. Тут нужна вещь масштаба государственной программы по усыновлению, чтобы в разы увеличить число тех, кто решится взять детей на усыновление. Со всеми сопутствующими атрибутами таких программ: лоббистами в парламенте, финансированием в бюджете, ответственными за ее выполнение в исполнительной власти, информационной кампанией и т. д. Осуществив такую программу, власть могла бы поддержать тех, кто хочет взять на себя реально тяжелейшую миссию – ответственность за жизнь «постороннего» маленького человека.
Направлять все имеющиеся ресурсы на исправление «множества проблем и недостатков» (тут Янукович прав, что называется, «на двести процентов») в системе государственных интернатов для детей-сирот власть, конечно, может. Равно как и выгонять губернаторов, не достаточно пекущиеся о единственном в области показательном детском доме или интернате. Но даже по сравнению с неподкрепленными делами попытками Ющенко сделать популярнее идеи усыновления детей-сирот, ретуширование системных проблем интернатов и детских домов с попутным «выращиванием» одного образцового заведения в области – это возвращение в позавчерашний день.
Зато это гораздо проще и привычнее – изобрести очередную новую статью для «распила» бюджетных средств, да заставить губернаторов «вылизать» поприличнее показушный интернат. Так и видится совещание в Администрации Президента главы государства с губернаторами. Далее дословно по классику:
«Господа, я не стану говорить вам о цели нашего собрания — она вам известна. Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие едят бутерброды с черной икрой, а некоторые даже и с красной. И только лишь беспризорные дети, находятся без призора. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем… Пятьсот рублей! Дети вас не забудут!».