Доверяя свои сбережения Интерконтинентбанку, люди даже не подозревали, что со временем их кровные будут скормлены монстру под названием «неэффективное управление активами и пассивами». Теперь же получить деньги обратно ой, как непросто…
О том, что в Украине все еще возможен банальный «кидок» вкладчиков банка, наш народ стал подзабывать. Лишь самые закоренелые скептики, у которых до сих пор перед глазами стоят исхудавшие до копеечных размеров счета в Сбербанке СССР, время от времени плевались у окошек Ощадбанка при получении тощей госкомпенсации, да пугали знакомых желчным принципиальным недоверием к банковской системе. Более поздние события времен «дикого украинского капитализма» - трастовые скандалы, банкротство нескольких банков – отгремели в свое время на полную катушку и благополучно утихли, затаились под тонким слоем более-менее стабилизировавшейся финансовой системы. Но, на радость неверущим, у них наконец-то появился шанс на реальных фактах показать всем остальным, чего стоит их доверие.
Буквально на днях через информагентства Национальный банк выразил свою обеспокоенность финансовым состоянием Интерконтинентбанка в связи с участившимися случаями невыплат по депозитам, срок действия которых завершился. До этого, конечно же, были и санкции НБУ, и кадровые встряски, а уж слухов и вовсе было не счесть. Но это сообщение основано на фактах. Фактах железных. И это уже даже не «факт на лицо» - это «ФАКт на рыло» всем вкладчикам, аккурат вместо более 100 млн гривен, скопившихся на депозитных счетах физлиц в ИКБ.
Нынешние проблемы Интерконтинентбанка уходят корнями вглубь «золотой эпохи кучмизма». Будучи финансовым оплотом находившихся у власти эсдэков (с ноликом), два года назад Интерконтинентбанк развернул масштабную программу кредитования жилищного строительства, сопроводив ноу-хау мощной рекламной кампанией. Хвалебные речи занимавшего в то время кресло председателя правления Игоря Петровса и куратора строительного бизнеса Алексея Евченко рисовали в народном воображении построенную на кредиты банка стаю киевских небоскребов в лучах восходящего солнца. Дирижировал дуэтом из кабинета главы Наблюдательного совета ИКБ Михаил Евченко, кровно (в смысле, родственно) заинтересованный в процветании строительного рая Алексея Евченко. И – понеслось.
Аппетит строительного монстра Евченко-младшего разыгрался не на шутку: доля кредитов ИКБ в недвижимость составила около 60% от общего кредитного портфеля банка, практически все деньги вкладчиков исчезали в жерновах ударных строек. Уровень финансовых рисков стал зашкаливать, на что соответственно отреагировал Нацбанк, отнеся осенью прошлого года Интерконтинентбанк к группе банков с максимальной степенью риска.
Но менеджмент ИКБ, видимо, дальше жить без адреналина просто не мог. Потому менять ничего не стал, а в ответ на робкие слухи в профессиональной среде о кризисе управления банка, вылил на голову «ничтоже сумнящимся» очередную порцию обещаний и «гарантий» в виде массированной рекламной кампании. И продолжил «работать» в том же духе, несмотря на кадровые проблемы. Которые и возникли-то, собственно, благодаря стилю руководства г-на Петровса. Ну, никак не желали высокопрофессиональные кадры гробить свою карьеру взамен обещанного шампанского, которое, как известно, пьют те, кто рискует (с такими же рисками шампанское не то, что пить – в нем купаться можно было). А поскольку банком осуществлялось, фактически, только привлечение депозитов, любой профи, знающий толк в банковском деле, предпочитал уйти из него подобру-поздорову. Деньги – они рисков не любят, а покой руководству ИКБ только снился.
Зато не спал Нацбанк – проанализировав ситуацию, регулятор с 1 марта 2005 года запретил ИКБ принимать вклады физических лиц и ввел еще ряд ограничений. Примерно с того же времени по рынку начали бродить упорные слухи о продаже банка, так же упорно опровергаемые руководством ИКБ. Лишь в начале июня информагентства со ссылкой пресс-службу банка распространили информацию об изменении состава акционеров банка: изменились 4 из 7 юрлиц-владельцев акций ИКБ.
Новые хозяева банка взялись за дело не на шутку, серьезно: с кадровых перестановок. Увольнение в апреле главного бухгалтера банка, пугающая своей масштабностью чистка среди топ-менеджмента (одних Председателей правления за неполных 5 месяцев прошло по эстакаде «назначение-увольнение» 6 человек). Среди чехарды и неопределенности до финансовых показателей банка руки (и головы, впрочем, тоже) как-то не доходили. А зря – лишь за июль собственный капитал банка уменьшился на 18 млн. грн (или 20%); а за август капитал банка в ценных бумагах отощал на 25 млн. грн (или на 70%). В конце июля ИКБ переведен в категорию временных участников Фонда гарантирования вкладов физлиц – то есть, теперь вкладчикам банка в случае его банкротства «светит» страховая сумма в размере 1200 грн за каждый открытый допозитный счет, а ждать ее придется полгода с момента подачи заявки на возмещение. К тому же, попасть в категорию «временных» ИКБ «нечаянно ухитрился» единственным возможным путем: не перечисляя в течение нескольких месяцев обязательных платежей в фонд. В начале сентября стало известно, что из банка выведены счета крупного (пожалуй, даже самого крупного) клиента – телеканала «Интер», вместе с потерей которого банк лишился одного из главных в условиях действия санкций Нацбанка источника прибыли – от операционной деятельности…
А тем временем тучи над банком сгущаются. Сначала были первые робкие цветочки – высказывания обиженных вкладчиков на Интернет-форумах, в частных беседах о том, что забрать СВОИ же деньги у Интерконтинентбанка становится все труднее. Потом – заявление НБУ об участившихся случаях невыплат с депозитов. Одному из обиженных вкладчиков удалось буквально «выбить» свои деньги лично у главы Наблюдательного совета Шейкина – с помощью репортерской бригады газеты «Сегодня», да и то требуемую сумму едва наскребли, «сэкономив» на гарантированном возмещении – 5 тыс. грн. А что делать остальным вкладчикам? Журналистов на всех не хватит, а количество обиженных будет нарастать с каждым днем.
Уже сейчас у отделений Интерконтинентбанка по утрам собираются группы народа, которых менеджмент банка продолжает кормить заявлениями о том, что все, дескать, будет в порядке. Г-н Шейкин, например, страстно заверил, что в ближайшее время ИКБ «надеется рассчитаться» со всеми вкладчиками, а о банкротстве банка речь не идет. Опять обещания с известной интерконинентбанковской ценой? Или это бальзам на душу тем, кого угораздило попасть в списки граждан, у которых закончились сроки депозитов и которым отказано в выдаче денег – в существовании «списков» довольно цинично признался лично г-н Шейкин?
НБУ в этой ситуации занял позицию двоякую. С одной стороны – выражает свою обеспокоенность ситуацией вокруг ИКБ, участившимися случаями невыплаты денег по депозитам. Зампред НБУ Анатолий Шаповалов заявляет о возможности введения в ИКБ временной администрации и всерьез рассматривает потенциальных инвесторов, способных вытащить банка из нынешнего финансового состояния. С другой – призывает не поддаваться панике. Владимир Стельмах, председатель НБУ, подтверждая начилие у Центробанка «вопросов» к ИКБ, утверждает, что кризис в одном банке отнюдь не означает кризис в банковской системе. Ему подпевает президент ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, утверждая, что никаких объективных причин для кризиса нет. А впрочем, такая позиция банкиров вполне оправдана, с их точки зрения: они вовсю стараются замять скандал, не дать мутному потоку выплеснуться за пределы «узкого круга ограниченных лиц». Бояться последствий действия пресловутого «психологического фактора», который во времена оранжевой революции чуть не доконал банковскую систему страны. Все хорошо, а вот что делать обиженным вкладчикам? То, что ИКБ не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства по депозитам, становится яснее с каждым днем. В свое время вбуханные в грандиозные стройки деньги вкладчиков материализовались в виде двух полностью построенных объектов компании Кэпитал Риал Истейт, осваивающего «недвижимые» кредиты банка. По остальным работы выполнены на 3-5%, одному вообще светит реальная перспектива вообще не материализоваться – на него есть представление Киеврады на запрещение строительства. По неофициальной информации, именно через строительный бизнес семьи Евченко выведены все деньги вкладчиков Интерконтинентбанка. И кто теперь их будет возвращать?
Жалко вкладчиков. Да и банкиров жалко – как бы они не старались, а замять скандал не удастся, в воздухе уже реально попахивает кризисом. Не жалко лишь тех, кто довел банк до такого состояния. А чего, собственно, их жалеть? Действовали-то они явно не во вред себе. Остается надеяться, что вопрос попытаются решить на собрании акционеров банка, назначенном на 7 октября. Только слабо почему-то верится, что господа собственники учтут интересы вкладчиков. Зато вполне возможно, что банк объявят банкротом, и тогда уж люди так и останутся с носом и со своими интересами. Останется лишь умиляться, как красиво звучит: банк-рот! Накорми за свой счет! Ну и, конечно, потчевать банкиров без разбора – какой тут разбор, в самом деле, - отборным банко-матом…