Ценная информация для родителей, исповедующих православие. 15 января на
сайте структурного подразделения Минобразования и науки Украины опубликована программа духовно-нравственного курса для учащихся 1-11 классов под названием: «Библейская история и
христианская этика». Программу благословил Предстоятель
УПЦ (МП) Митрополит Владимир.
Первый православный школьный курс
К сожалению, наша журналистская братия, озабоченная политическими шоу, ляпами Януковича, допросами Тимошенко и другой дуристикой, не заметила столь важного события.
«
Впервые в редакции Украинской Православной Церкви учебная программа получила гриф «рекомендовано» Министерством образования и науки Украины. Это означает, что она может официально использоваться любым учебным заведением для преподавания библейской истории и христианской этики», -
отметила секретарь Миссионерского отдела при Священном Синоде
УПЦ Ирина Ковальчук. В общем, достаточно желания родителей, чтобы их дети начали изучать в школе первый в Украине православный курс христианской этики.
Как
сообщает пресс-служба Полтавской епархии
УПЦ, новый курс одобрен Минобразования с грифом «Рекомендовано Министерством образования и науки Украины (письмо 1/11-11629 от 21 декабря 2010 года)». То есть, как вы понимаете, одобрено издание соответствующего учебника. Первого православного учебника для украинских школ.
Тут следует отметить, что в прошлом году Минобразования также
одобрило еще одну учебную программу по основам христианской этики, подготовленную учеными Острожской академии, Украинского Католического университета и Киевского университета им. Б. Гринченко. В
комментарии на сайте «Православие в Украине» по этому поводу говорится следующее: «Библейская история и христианская этика» имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущими
программами общего курса христианской этики, разработанными Острожской академией, где Библейская история подается с позиции католической, греко-католической, протестантской церквей».
Автора!
Давайте теперь познакомимся с авторским коллективом нового православного курса. Итак:
- Филипп (Осадченко Р.А.), архиепископ Полтавский и Миргородский, доктор богословия, председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии (руководитель проекта);
- Игорь Ковровский, протоиерей, начальник Управления духовного образования Белоцерковской епархии УПЦ, учитель-методист Кагарлыкской общеобразовательной школы I-III ступеней № 2 им. В.П. Дашенко Киевской области, методист Киевского областного института последипломного образования педагогических кадров;
- Ковальчук И.П., психолог, председатель НМЦ во имя святителя Димитрия Ростовского, преподаватель православной психологии Полтавской Духовной Миссионерской семинарии, г. Комсомольск;
- Мартыненко Л.А., учитель-методист Кагарлыкской общеобразовательной школы I-III ступеней № 2 им. В.П. Дашенко Киевской области;
- Филарет (Зверев), архимандрит, председатель Литургично-богословской комиссии при Священном Синоде УПЦ, проректор по научно-методической работы Полтавской миссионерской духовной семинарии, доктор богословия, магистр медицины;
- Дроздовский А.Н., директор ООШ I-III ступеней № 4, учитель-методист, г. Белая Церковь;
- Роговая О.Г., методист кафедры философии образования Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования, г. Днепропетровск;
- Андрей Симон, протоиерей, председатель Полтавского областного отделения Всеукраинского Православного педагогического общества, г. Полтава;
- Борис Кондрат, протоиерей, преподаватель миссиологии Полтавской миссионерской духовной семинарии, г. Комсомольск,
- Александр Билокур, протоиерей, сотрудник Миссионерского отдела при Священном Синоде УПЦ, г. Киев.
Идем далее.
При составлении программы были использованы следующие материалы:
1. Библейская история и христианская этика. Программы для средней общеобразовательной школы. - Белая Церковь, 1999.
2. Библейская история и христианская этика. Программы для средней общеобразовательной школы. - Белая Церковь, 2005.
3. Этика: духовные основы. Проект программы. - Киев: Православное педагогическое общество, 2003.
4. Основы православной культуры. Программа для основного и старшего степеней общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-11 классов). - Винница, 2003 .
5. Концептуальные основы изучения в общеобразовательных учебных заведениях предметов духовно-нравственной направленности (курсы «Этика», «Основы христианской этики», «Основы религиозной этики»). Решения коллегии МОН Украины № 8/1-2 от 29 июня 2006 г.
6. Христианская этика в украинской культуре. Программа для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: 2008.
Чему, собственно, буду учить?
Что ж, а теперь самое интересное. Вот я - православный отец. У меня есть сын. Естественно, я хотел бы чтобы он воспитывался в православных традициях. Соответствует ли моим запросам новый школьный курс? Давайте посмотрим.
На сайте «Православие в Украине» опубликован полный
текст программы курса «Библейская история и христианская этика». Он, как вы понимаете, большой. Поэтому, ниже я процитирую лишь некоторые, наиболее интересные, выжимки.
Программа для начальной школы (
1-4 классы) состоит из следующих основных блоков (цитата):
«1. Мир, наполненный любовью (мировоззренческий).
2. Моя семья (род, народ).
3. Добротолюбие (Мудрое слово книги).
4. Этика взаимоотношений (Я и люди вокруг меня).
5. Узнаю и воспитываю себя в семье (4 класс)».
Программа курса для
5-9 классов состоит из трех тематических блоков.
Цитата: «Целью первого блока «Бог и человек» является введение школьника в мир Библии, в котором на основе изучения и осмысления поступков людей, описанных в Ветхом и Новом Заветах, особое внимание уделяется формированию основных морально-этических ценностей.
Целью второго тематического блока «Вера и человек» является ознакомление учащихся с выдающимися фигурами в истории украинского народа, чья деятельность оказала выдающееся влияние на формирование, становление и развитие украинской государственности; духовными святынями, которые сыграли решающую роль в развитии культуры и духовности украинского народа; Заповедями божьими как основой нравственной жизни человечества и христианским учением о человеке.
Третий тематический блок «Христианская культура и человек» знакомит ученика с той традиционной духовной и этнографической культурой, которая свидетельствует о значении в жизни украинского народа храма, постов и праздников, таинств и обрядов, христианских традиций, а также христианских корней культурных достояний украинского народа, норм поведения в обществе в свете христианской морали».
К слову, в блоке о выдающихся личностях упомянуты следующие персонажи: Кирилл и Мефодий, Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, Святой равноапостольный князь Владимир, первые русские святые - Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Преподобный Нестор Летописец, Преподобный Иов, игумен Почаевский, Святитель Петр Могила, митрополит Киевской, Гетман Богдан Хмельницкий, святитель Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский (книга «Жития святых»). Отдельно следует отметить исторические блоки: «Потеря веры и ее последствия. Украина в начале ХХ века», «Церковь в годы Великой Отечественной войны. Церковь и современность».
Программа курса для
10-11 классов также состоит из трех тематических блоков.
Цитата: «Целью первого блока «Христианская мораль. Формирование личности» является осмысление теоретического и практического материалов, а также изученного в предыдущих классах духовно-нравственного опыта, способствование формированию и развитию основных морально-этических способностей и компетенций личности.
Целью второго тематического блока «Христианская вера как основа жизни христианина» является углубление и расширение знаний учащихся морально-этическими знаниями духовной жизни (из нравственного богословия), а также примерами лучших образцов проявления духовности украинского народа (по заповедям Божьим и заповедями блаженства).
Третий тематический блок «Христианская традиция. Христианская семья» (10 класс) и «Многообразие религиозных учений и христианство» (11 класс) знакомит учащихся с социальным содержанием воплощения христианского учения в Украине, развертыванием традиций христианства на протяжении всей истории и в настоящем (традиционной духовной и этнографической культурой, нормами поведения в обществе, семье)».
В общем, курс вполне пристойный. И что особенно важно - выдержаный в православных традициях. По крайней мере, мне так показалось.
Нюанс
Впрочем, мне этого показалось мало. И я решил более детально разобраться в ситуации. В этом мне помогла одна знакомая преподавательница. Она, в частности, рассказала, что на сегодня существует несколько разных курсов по христианской этике. Все они факультативные, то есть изучаются по согласию родителей после уроков. Преимущественно курсы читаются в 1 - 4 классах.
«Лицеи и гимназии от таких курсов, в основном, отказываются, потому что если его вводить – значит надо жертвовать основными предметами, к примеру тем же английским. А вот в общеобразовательных школах, где ученики не так загружены как в специализированных, курс есть. Основной минус тут в том, что дети изучают его уже после уроков – то есть когда они порядком устали» - сказала моя знакомая. Отметив при этом, что в основном курс христианской этики ведут учителя истории. «По правильному вообще-то такие курсы читать в воскресных школах, а не в общеобразовательных. Их должны преподавать не историки, а священники», - полагает моя знакомая учительница.
Она также отметила, что сейчас курсы по христианской этике выбирает сама школа, но «по идее инициативу могут проявлять и родители, предлагая школьному руководству тот или иной курс». Это уже вам, уважаемые родители, на заметку. Думайте, решайте. Ведь, говоря образно, душа вашего ребенка - в ваших руках...