Леся
Оробец, народный депутат Украины от фракции НУНС, председатель парламентского подкомитета по вопросам базового образования известна воинственным отношением к нынешнему Министру образования и науки, молодежи и спорта Украины Дмитрию Табачнику и жесткой критикой образовательной политики правительства.
В числе немногих народных депутатов ей удалось найти общий язык с активными пользователями социальных сетей. Не так давно Леся приняла сложное для себя решение – она вышла из партии Виктора Балоги «Единый Центр». Об этом и не только политик рассказала в интервью
«Фразе».
Леся Юрьевна, давайте начнем наше интервью с недавних событий в Украине – протесты предпринимателей на Майдане относительно принятия нового Налогового кодекса. Почему Вы долгое время избегали комментариев по этому вопросу и отказались выступать на Майдане?
Сначала не очень хотелось комментировать ситуацию, сложившуюся вокруг Налогового кодекса. Посчитала, что лучшим комментарием будет отсутствие моего голоса «за». Но когда у друзей на блоге возникли вопросы, пришлось все же объяснить собственное видение ситуации.
С одной стороны, предприниматели наконец показали себя самодостаточной силой, которая заставила власть считаться с собой. Рейтинг их сопротивления оказался существенно выше рейтинга политиков, которые «вещали» со сцены, радикализируя требования бизнеса, тем самым уменьшая их шанс быть услышанными. С другой стороны, выигрыш предпринимателей мог быть куда более убедительным, если бы они не доводили дело до «Майдана».
В качестве примера я бы привела достижения благотворителей, которым удалось организоваться более успешно. По крайней мере, свои предложения они объединили еще на этапе подготовки кодекса. Не случайно эти предложения вскоре (после 4 часов переговоров с профильным комитетом и ГНА) были поданы от имени налогового комитета на второе чтение и успешно проголосованы.
Вернемся к Вашей непосредственной деятельности – вопросам образования. У Вас довольно неоднозначное отношение к Дмитрию Табачнику на посту министра. Например, в Вашем блоге есть пост «Табачник – мой герой», где вы обещаете повесить его фото у себя в кабинете. Почему Вы все это делаете? Не кажется ли Вам, что такими действиями наоборот делаете ему пиар?
Именно поэтому и вспоминаю о нем в последнее время лишь в исключительных случаях. Если другого выхода нет. Хотя по-прежнему он предоставляет крайне мало поводов для оптимизма.
Возьмем, к примеру, проект Закона «О высшем образовании», который обнародован на сайте министерства. Там и «бал высшего учебного заведения», который среди обязательных условий зачисления в вуз наряду с независимым оцениванием, и специальные «бонусные» баллы для выпускников платных курсов довузовской подготовки. По сути, речь идет о легализации вступительных экзаменов, что вернет в высшую школу коррупцию при поступлении, телефонное право и остальные опасные явления. Между тем, «бонусные» баллы вообще противоречат гарантированному Конституцией праву на равное право к получению бесплатного образования.
А среди наиболее свежих примеров – согласование со стороны Минобразования опасных планов по «оптимизации» расходов на нужды образования. Оно и так страдает от недофинансирования, а тут еще и сокращать планируют. Просто беда.
Как раз об этом Вы недавно написали в своем блоге…
Речь идет о проекте распоряжения Кабмина, который предусматривает подготовку изменений в ряд нормативных актов. Его подготовил Минфин без предварительного обсуждения с общественностью, то есть «втихую». И так же втихаря он был внесен на заседание правительственного комитета министром финансов Украины Ярошенко. Тревогу забили представители профсоюза, приглашенные на заседание. Они первыми и прокомментировали ключевые угрозы этого проекта.
Чем конкретно он угрожает украинцам?
Я вижу две ключевые проблемы. Первая. Как всегда общество, в том числе и журналистов, попытались держать в стороне обсуждения резонансных проблем. Можно, конечно, поблагодарить профсоюзы за предоставленную информацию. Но даже очень хороший «перепев» проблемы в исполнении профсоюзных боссов трудно назвать адекватным пониманием ситуации. Конечно, я направила депутатское обращение к Азарову с требованием обнародовать текст скандального проекта на сайтах Минфина и Кабмина. Но время идет, и оно в этом случае играет против людей.
Вторая проблема. В проекте есть существенные угрозы функционированию бюджетных учреждений, которые предоставляют гражданам образовательные услуги. По сути, речь идет о масштабных нарушениях прав педагогов, учащихся, студентов и других граждан, которые обучают детей в школах и вузах.
В блоге Вы уже призвали украинцев реагировать на этот проект, каким конкретно образом это возможно? Может ли возникнуть волна протестов в связи с ним?
Если верить информации Федерации профсоюзов (ведь теста проекта до сих пор нет в широком доступе) чиновники должны разработать в ближайшее время проекты изменений в действующее законодательство, которые позволят «оптимизировать» расходы на социальные нужды. И прежде всего за счет закрытия сельских библиотек, школ, ФАПов, клубов, ликвидации питания за государственный счет детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, увеличения нормы наполняемости классов, групп детсадов, увеличение педнагрузки учителей и уменьшение их зарплаты и т.д.
Короче, целый букет инициатив от чиновника, которому трудно представить себя в роли учителя, которому за еще меньшие, чем сейчас деньги, нужно «сеять доброе и вечное» в классе, где сидит 40 учеников. И хорошо, если сидит.
А относительно протестов… В том и беда, что учителя очень уважают собственную миссию и собственных воспитанников, чтобы протестовать. Вспомните, они работали даже тогда, когда правительство Тимошенко месяцами не выплачивало им зарплату. Профсоюз же скорее пиарит себя, нежели занимается проблемами педагогов.
Кстати, в одном из своих интервью вы прогнозировали отставку Табачника к Новому году, возможен такой сценарий сейчас? Если да, то кто может стать альтернативой на посту Министра?
Иногда не все зависит от желаний даже высших руководителей государства. Не секрет, что политическая конъюнктура была, есть и будет влиять те или иные решения. Или их отсутствие.
В ближайшее время «парадом будет руководить» административная реформа, первый транш которой уже внедрен. Если ее содержание будет соответствовать цели, декларируемой Президентом, в новом составе Кабмина места Табачнику рано или поздно не останется. Если строго выполнить установку главы государства: «власть должна быть эффективной и некоррумпированной». Как можно было доверить руководство молодежью и спортом чиновнику, провалившему реформу образования?
Леся Юрьевна, Вы активно пользуетесь социальными сетями, с помощью которых обращаете внимание общественности на те или иные проблемы в Украине, а также несколько раз участвовали в различных медиа-конференциях. Скажите, пожалуйста, это продуманный план или Ваша собственная инициатива?
И то, и другое. С одной стороны, прекрасно понимаю действенность и простоту подобного механизма коммуникации. С другой – не так много настоящих политических деятелей можно отыскать в Интернете.
Как по мне, иметь собственный сайт или страничку в блоге еще не означает присутствовать в Интернете. Я лично знаю некоторых коллег-депутатов, которые даже не знают паролей от собственных страниц.
Ко мне обращаются как к живому человеку, у которого есть более широкие возможности влияния на чиновника. По крайней мере, на большинство медиа-конференций меня приглашали через блог или другие аккаунты в социальных сетях. В итоге, не только делюсь своим опытом, но и приумножаю его. «Плюс» это колоссальная сеть контактов с неравнодушными людьми.
Деятельность в Интернете пошла Вам на пользу или нанесла вред?
Только на пользу. Во-первых, у меня появился эффективный механизм получения честной обратной связи от образованных, неравнодушных украинцев. Причем каждый день. О такой сказочной коммуникации подавляющее большинство нардепов может только мечтать. По крайней мере, на пользу это им пошло бы однозначно. Во-вторых, это быстрый и удобный способ объединить единомышленников и партнеров вокруг реального вызова. К примеру, мы так действовали в ситуации с мусоросжигательным заводом. Если бы социальные сети не помогли бы собрать людей на общественные слушания, завод на Соломенке сих пор бы травил не менее трети столицы.
Наконец, благодаря социальным сетям можно мобильно привлечь внимание традиционных медиа к той или иной проблеме. Так же, как и общаться гораздо большим количеством людей, нуждающихся в неотложной помощи.
Возможно, инициировать среди украинских политиков активное пользование социальными сетями?
Не уверена, что это можно инициировать. Лучше не насиловать политика, который не стремится к контакту с гражданами. По крайней мере, ничего хорошего из этого не выйдет. Лучше уж умело пользоваться механизмами, которым нардеп традиционно отгораживается от граждан: пресс-службы, общественные приемные. Или искать других депутатов, более адаптированных к мобильной связи.
Леся Юрьевна, вернемся к Вашей политической деятельности. Недавно Вы вышли из партии «Единый Центр», не жалеете об этом?
Решение трудно было назвать легким, но сожаления нет, потому что оно было верным. Какой смысл находиться в команде, которая не стремится к командному взаимодействию?
Вы уже получали предложения от оппозиционных или правящих партий?
К сотрудничеству я привыкла. Для меня слоган на персональном сайте («Мы вместе можем больше, чем каждый из нас отдельно» – авт.) не просто слова, а руководство к действию. Так же и партия должна быть политической командой единомышленников, которая умножает и усиливает положительные стороны каждого отдельно взятого политика. Сейчас сотрудничаю с политиками из разных лагерей – если мы будем достигать результата, полезного людям, будем выходить на другие формы сотрудничества. По крайней мере, на данном этапе меня вполне устраивает сотрудничать с конкретными людьми, а не с политическими брендами.
Как относитесь к заявлениям одного из лидеров партии «Единый Центр», политолога Вадима Карасева о том, что Вы случайно пришли в политику и случайно уйдете. Затрагивают ли Вас подобные заявления личностно?
Задача политолога – дать прогноз действиям политика. А потом с умным лицом объяснить, почему его прогноз не оправдался. Так будет и сейчас.
В каких отношениях Вы остались с бывшими однопартийцами?
Я ценю «Единый Центр» как первый опыт партийной работы и основательную школу. И, безусловно, благодарна всем, кто помогал мне ее отбыть. Со многими бывшими коллегами сохранила хорошие отношения – люди помнят добро.
Как Вы относитесь к деятельности лидера «Единого Центра» Виктора Балоги на посту главы Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций, в частности, к тому, что он намерен сократить аппарат чиновников в МЧС на 30-70%, а вместо этого расширить штат спасателей?
Виктора Ивановича знаю как эффективного менеджера и специалиста. Уверена, что у него есть все необходимое, чтобы демонстрировать качественную работу. А вот насчет планов – комментировать труднее. Давайте подождем хотя бы 100 дней – есть такая традиция оценки работы чиновников. Тогда и поговорим об оценках и выводах.
Леся Юрьевна, диву даешься, как Вы все успеваете, и общественная, и политическая деятельность, активность в социальных сетях, а ведь воспитываете двух маленьких дочерей…
На самом деле, в нашей стране роль женщины никогда не была благодарной. Как само собой разумеющееся, работающая мать должна успевать и дома, и на работе. А второй ребенок – только в помощь. Благодаря первому и воля закалена, и опыт приобретен. Там, где есть один ребенок, легко появится и второй, и третий – главное, чтобы было чем кормить. Мы с мужем в свое время решили: у нас должно быть не меньше троих детей. Так что перспектива роста еще есть.
На работу дочь приходится брать, хотя и няня помогает. Это правда. Мне легче было бы, если бы кормила малышку искусственными смесями. Мне. Но не дочери. Потому что покушать она просит каждые три часа. На недостаток общения не жалуется – растет в любви и согласии. Не секрет, что в таком возрасте воспитывают не нотации, а общее состояние отношений в семье.
Ваша старшая дочь Софийка будет праздновать свой день рождения совсем скоро – 16 декабря, что Вы приготовили ей в подарок?
Соня – «солнышко». Она лишь радует. И утешительница, и помощница, и вдохновительница. Так сказать, три в одном. Мы с мужем долго думали, что Соню порадует. Решили, что подарим первые «взрослые» часы – «тик-так», как говорит дочка. Она очень рано заинтересовалась временем и учится определять, когда родители должны вернуться домой вечером. А еще – планирую украсить ее комнату гирляндами и шариками.
Кем в будущем Вы видите своих детей, они будут учиться в Украине или за границей? Какими успехами они уже Вас радуют?
Трудно прогнозировать заранее. Лично я кем только не мечтала быть в детстве. И журналистом, и адвокатом, и... А судьба распорядилась по-своему. Тем не менее, вывод оптимистичен. Наиболее актуально испытать себя еще в юности в различных социальных и профессиональных ролях, чтобы обнаружить то, что наиболее соответствует твоим естественным дарованиям.
К примеру, Соня уже сейчас показывает себя очень неплохим коммуникатором. Думаю, это и надо дальше развивать. Но в любом случае без принуждения. Хуже, когда родители принуждают ребенка к престижной специальности, которая ему лично хуже горькой редьки.
Где учиться? Так же рано прогнозировать, но, поверьте, в Украине хватает учебных заведений высшего технологического уровня, «держат марку» вопреки нашей традиционной образовательной и социальной политике. Уверена, что в ближайшее время государство найдет политическую волю пересмотреть нынешние подходы не только к финансированию образовательных потребностей, но и к администрированию отрасли.