Диана Анпилогова:  между Голливудом и Кремниевой долиной

Для большинства современных художников пандемия продиктовала условия глобального «одиночества в сети». Для одних это стало потрясением и тяжким испытанием, для других — в частности, диджитал-художников — очередным шансом и возможностью утвердить свой институциональный авторитет. Об этом свидетельствует пример молодой украинской художницы Дианы Анпилоговой, которая недавно дебютировала в качестве аниматора и дизайнера книжных изданий.

Пандемия показала, что современное искусство преодолело очередной рубикон. Традиционные художники могут, как и прежде, творить в собственных мастерских, но лишились возможности выставляться. Это заставило их искать альтернативные пути коммуникации со своими аудиториями. В частности, перенимать опыт у диджитал-художников, которые для продвижения своего творчества уже давно пользуются всеми доступными цифровыми платформами. Глобальный поворот обозначился еще до пандемии: вот уже несколько лет Инстаграм играет в мире современного искусства довольно важную роль как инструмент автопрезентации, коммуникации с аудиторией и свободного обмена идеями.

Диана АнпилоговаТворчество молодой украинской художницы Дианы Анпилоговой находится в точке пересечения классической живописи и цифровых технологий. Много ее работ фиксируют момент соприкосновения цифровой картины и традиционного объекта живописи. Это неудивительно: в цифровое искусство она пришла в ранге уже сформировавшейся академической художницы. Этот факт дает ей несомненные преимущества перед художниками, которые вышли исключительно из диджитал-среды.

Удивительным фактом биографии Дианы является то, что она — ровесница 3D-анимации. Двадцать второго ноября 1995 года мультфильм «История игрушек» (первая полнометражная полностью цифровая анимация) дебютировал в кинотеатрах Америки. Его премьеру немало критиков назвали самой значительной премьерой на День благодарения за всю историю американской анимации. Ведущие американские газеты констатировали, что этот мультфильм открыл новую, эпохальную страницу в истории анимации. Впрочем, когда «История игрушек» вышла в прокат, Диана была еще совсем маленькой. Окончательным толчком к «переходу» на диджитал-формат для нее стал просмотр мультфильма от Pixar «Тайна Коко». В мультфильме, созданном с помощью новейших 3D-технологий, речь шла о мистериальном фольклоре Латинской Америки, связанном с Днем мертвых. Эстетический и эмоциональный заряд анимации стал определяющим для ее дальнейшей карьеры. Именно после этого Диана окончательно решила, что хочет быть частью креативной команды, создающей истории с помощью 3D-анимации.

Свой сознательный «переход» от академического рисования в диджитал-искусство Диана осуществила несколько лет назад. Ее выбор был продиктован не только живым художественным интересом, но и желанием идти в ногу со временем: «Когда мне было пятнадцать лет, — рассказывает художница, — мне приходилось таскать огромную сумку с ватманами, два пенала с красками, кисточками, альбомами, карандашами, ножами для карандашей, резинками, кнопками и прочими принадлежностями. Зато сейчас — только планшет. И все. Признаком времени стали мобильность и комфорт. Свой рабочий арсенал можно взять с собой куда угодно, теперь совсем не страшно „упустить вдохновение“, когда под рукой нет бумаги, например, в дороге. Также это упрощает работу с референс. На анимационном языке референс — это вспомогательные изображения или видео. Например, чтобы нарисовать жирафа, больше не нужно искать книги в библиотеке, можно сразу найти изображение в сети. Или чтобы сделать анимацию гимнаста, можно найти видео в Интернете, и это очень помогает рабочему процессу...».

Сейчас художница учится в New York Film Academy, одном из самых престижных мировых заведений, готовящих диджитал-художников и 3D-аниматоров. Это один из мировых кластеров цифровой индустрии. Выпускники Академии работают в ведущих киностудиях США: DreamWorks, Bluesky, Universal, Warner Bros, Cartoon Network Netflix и без преувеличения определяют лицо современности.

Диана Анпилогова активно вовлечена в ряд украинских и зарубежных культурных проектов. Среди последних — разработка визуальной концепции издания романа «Осень патриарха» Габриэля Гарсиа Маркеса. Книга вышла в серии «Осень патриархов», объединяющей плеяду ведущих латиноамериканских писателей, писавших о диктаторах. Издание недавно было представлено в Киеве.

Диана относится к уникальной генерации художников «цифрового ренессанса», которые, согласно цеховому выражению, свою творческую и профессиональную жизнь делят между Кремниевой долиной и Голливудом.

Профессия аниматора из года в год становится все более затребованной. Сегодня практически в каждом фильме и сериале — от пеплума до мелодрамы — широко используют 3D-технологии. Этот процесс стал настолько тотальным, что мы просто перестали его замечать.
Диана Анпилогова — талантливая и самобытная художница. Ее жизнеутверждающее искусство развивается в рамках традиции, которая своими корнями уходит к золотому веку американской анимации. Для Дианы анимация и 3D-графика является прежде всего способом эффективного самовыражения и донесения универсальных нарративов. Язык анимации для нее — это действительно универсальный язык, легко преодолевающий культурные, расовые и этнические барьеры. Ее анимационные работы, как правило, очень выразительные с четкой прорисовкой контуров и стаффажа. А вот цифровые картины из года в год все более дрейфуют в сторону по-импрессионистски эмоциональной палитры.

Диана Анпилогова создает картины в разных жанрах и стилистике: от академического портрета до пейзажа и от тревожной и напряженной эстетики нуара до традиционной романтической живописи и т. п. Такая жанровая широта, а также очень большой арсенал техник характеризуют ее как талантливого и универсального стилиста. Для работ Дианы характерна очень широкая эмоциональная панорама. Центральной темой многих ее работ становятся межчеловеческие отношения, стремление к близости, отношение с природой и переживание травм.

В палитре Дианы доминируют насыщенные интенсивные тона. В смысле отдаленных и сложных влияний ее идеал близок к картинам Джеймса Макнила Уистлера, который в своем уникальном творчестве будто бы задержался на полпути между реализмом и импрессионизмом американских художников-тоналистов.

Часто в своих работах Диана концентрируется на тонкой игре цветов. Ей не чуждо магическое истолкование цветов на ренессансных картинах и у художников-символистов. Использование цветовой гаммы в ее творчестве складывается в некую философию; глубина и интенсивность цветов, как правило, символизируют и передают силу и напряженность чувств и эмоций персонажей.

В ее творчестве последних лет можно проследить постепенную эволюцию в направлении все большей свободы мазка и вместе с тем все большей сосредоточенности на отдельных деталях — например, глазах и деталях гардероба. Это придает ее работам больше глубокого психологизма и нарочито иллюстрирует авторский фокус виденья.

В творчестве Дианы чувствуется распространенная современная тенденция балансирования на грани многих художественных направлений. Многие работы Дианы можно считать примером активного синтеза художественных средств и техник. В отдельных ее работах на одном «холсте» мирно сосуществуют абстракционизм с фигуративизмом.

Для художницы также характерно сочетание фольклорно-славянской (и шире — мифологической) тематики с современной формой изображения, уникальное совмещение близкого к классической диснеевской анимации стиля с духом древнего эпоса и легенд.

Диана Анпилогова верит, что украинская визуальная символика займет должное место в пантеоне массовой культуры. История знает подобные примеры: в свое время герои и образы диснеевских анимаций превратились в заметные культурные топосы и стали действенными симулякрами «американских богов»: частью американской визуальной аутентичности и культурного экспорта. Молодая визуальная культура США в свое время сыграла роль культурной визитки страны.

Хочется верить, что Диана не только повлияет на современное искусство, но и станет нашим культурным послом в мире.

Тэги: культура, Диана Анпилогова

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
В Крыму сообщили о взрывах на военном аэродроме
В Крыму сообщили о взрывах на военном аэродроме
Полёт на Луну (2024): трейлер и дата выхода новинки со Скарлетт Йоханссон
Полёт на Луну (2024): трейлер и дата выхода новинки со Скарлетт Йоханссон
Джокер: Безумие на двоих (2024): трейлер и дата выхода сиквела с Леди Гагой
Джокер: Безумие на двоих (2024): трейлер и дата выхода сиквела с Леди Гагой
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?